Корпоративный сайт. Интернет-магазин
Интернет-магазин это полнофункциональный магазин Вашей компании, приносящий реальную прибыль. Пред ним ставятся те же цели, что и перед виртуальным демонстрационным залом плюс весь комплекс задач по практической реализации.
Для осуществления покупки клиент посещает демонстрационный зал, подбирает необходимые товары в корзину, выписывает счет, идет в кассу, оплачивает покупки и получает их с доставкой на дом. Параллель виртуального и реального магазина также более чем очевидна. Основная цель сайта - реализация продукции.
Функционально данный тип сайта мало отличается от интернет-витрины: добавим корзину для покупок, кассовое помещение, организуем службу доставки. И действительно все.
Опять же, если Вам требуется разместить в Интернет не только магазин, но и свое представительство, то лучший вариант - создать два сайта (минимум затрат). А совмещение и магазина, и центрального офиса компании возможно уж только в исключительных случаях.
На наш взгляд основные задачи, ставящиеся перед Интернет-магазином это:
- реализация продукции
- привлечение новых клиентов и партнеров за счет высокого уровня сервиса
- расширение базы потенциальных клиентов и партнеров
- распространение информации о компании, как о компании, предоставляющей качественные услуги
- повышение узнаваемости и улучшение имиджа компании
- продвижение торговой марки компании
- информационное обеспечение клиентов и партнеров
- поддержка реализованной продукции/услуг
- рекрутинг
Только один видоизмененный (по сравнению с интернет-витриной) пункт - реализация продукции.
Целевая аудитория Интеренет-магазина практически та же, что и демонстрационного зала и на ней останавливаться не будем.
Из разделов, заимствованных их Демонстрационного зала остановимся только на обязательном разделе «О нас». Многие Интернет-магазины вообще не имеют этого раздела или не дают официального имени компании, телефона, адреса, времени существования. Сразу можно сказать, что доверия у покупателей такой Интернет-магазин не вызовет.
Новые разделы Интернет-магазина
Интеренет-магазин это средний или крупный динамический сайт который может включать все разделы, характерные для демонстрационного зала плюс разделы:
- Корзина заказа
- Синхронизации с системами автоматизации компании
- Автоматического формированием заявки на комплектацию и доставку заказа.
- Поддержки покупателей,
- Мониторинга товаров и заказов
- Регистрации
- Помощи
Корзина заказа
Корзина покупателя, позволяет покупателям отбирать товары и резервировать их на время посещения веб-сайта. Корзина дает возможность просмотреть отобранные товары, рассчитать стоимость покупки (с учетом накопительных скидок), добавить новые, изменить их количество.
Синхронизации с системами автоматизации компании
Даже реализация демонстрационного зала уже начинает требоваться интеграция Интернет-сайта (его базы данных) и систем автоматизации предприятия для синхронного ведения каталога продукции, цен на продукцию, наличия продукции на сайте.
Интернет-магазин уже практически немыслим без такой, и даже много более тесной, интеграции. По классификации Интернет-магазин относится к системе B2C - Business-to-Consumer - бизнес для потребителя (B2B - Business to Business - бизнес для бизнеса, системы организации оптовой торговли).
Типичный комплект программного обеспечения для организации Интернет-магазина включает в себя Front-office и Back-Office.
Front-office - это собственно сам сайт Интернет-магазина. Front-office отвечает за взаимодействие системы с покупателем.
Back-Office - это подводная часть айсберга, незаметная посетителю. Это система, обеспечивающая работу реальных служб компании: кассы, отдела продаж, бухгалтерии, склада, отдела логистики и т.д. по всем реальным действиям, необходимым для формирования заказа, оплаты, доставки, бухгалтерского и управленческого учета и т.д.
Back-Office реализуется в компаниях на различных системах автоматизации: ERP (MPRII) и т.д. (Navision, 1С, Парус и т.д.) которые в данном случае должны вести более подробный каталог продукции (отвечающий требованиям каталога Интернет-магазина) и должны быть интегрированы с базой данных Интернет-магазина. Информация в системе автоматизации и на сайте Интернет-магазина должна быть идентична, все изменения каталога, все заказы посетителей должны проводиться в реальном времени.
Практически организация Back-Office потребует некоторого расширения базы данных применяемой в компании системы автоматизации и установки дополнительного модуля - интерфейса с Интернет-магазином.
Для крупных компаний, имеющих несколько торговых точек возможно размещение системы автоматизации непосредственно на сервере Интеренет и совмещение Front-office и Back-Office Интернет-магазина. Но это потребует намного более высокой безопасности Интернет-сервера, так как на нем будет храниться вся бухгалтерская и управленческая информация компании.
Поддержка покупателей
Система поддержки покупателей, позволяет собирать, классифицировать и анализировать информацию о покупателях, общаться с ними, давать накопительные скидки, анкетировать их и многое другое. Бывает полезна возможность ведения истории заказа, покупатель может видеть все свои заказы, их состояние (комплектуется, в пути, выполнен), свои накопительные скидки.
Мониторинг товаров и заказов
Система мониторинга товаров и заказов, дает возможность легко и оперативно отслеживать заказы, выставлять и распределять соответствующие статусы заказа (принят, заказан у поставщика, в пути, у покупателя, отвергнут, повторно отправлен и т.д.), выявлять наиболее популярные товары и заказы и строить их рейтинги.
Регистрация
Система регистрация - форма регистрации и авторизации, которая после авторизации открывается доступ в личное меню. Клиент может видеть содержание своей корзины и историю своих покупок, накопительные скидки, редактировать контактную информацию.
Интернет-магазин должен иметь четкую политику конфиденциальности по отношению к полученной от клиентов личной информации. Все аспекты этой политики должны быть четко объяснены в данном или специальном разделе.
В тоже время, если клиент не желает регистрироваться, ему все равно нельзя отказать в праве сделать покупку (могут, конечно, быть ситуации, когда регистрация обязательна, но при этом надо ясно понимать, что посетитель может зарегистрироваться под псевдонимом и вычислить его все равно будет невозможно).
Оплата с регистрацией и без регистрации
Оплата с регистрацией производится с использованием корзины пользователя хранящейся в базе данных портала под идентификационным номером пользователя. Это самая гибкая система:
- Число товаров в корзине неограничено
- Срок хранения товаров в корзине не ограничен
Но имеется один существенный недостаток - не все пользователи желают регистрироваться в Интернет-магазине.
Система оплаты без регистрации может быть осуществлена, например, с помощью куков. Однако, здесь имеются некоторые ограничения:
- Число товаров в корзине ограничено - 20-25 (в пределе 30, но часть куков уже используется для хранения номеров мобильных телефонов)
- Время хранения ограничено, общим объемом куков на компьютере пользователя и задаваемым временем хранения. Правда это ограничение весьма несущественно.
В Интернет-магазине желательны обе системы оплаты, и с регистрацией, и без регистрации. Это обеспечит максимальную свободу действий пользователя. Единственное, что пользователь не получит без регистрации - это просмотр истории покупок и получение накопительных скидок.
Регистрация это только возможность получения покупателем дополнительного персонализированного сервиса, и не более.
Помощь
Помощь - раздел магазина с подробной инструкцией пользования магазином и всем аспектам совершения покупок.
Методы оплаты
В Москве наиболее распространенным методом оплаты является наличная оплата по факту доставки товара. Доставка в другие регионы осуществляется только после получения оплаты посредством банковского перевода.
Кроме того, на сегодняшний день для Интернет-магазинов все более и более популярными становятся методы электронных платежей:
1. Электронные платёжные системы
Ведущие российские системы:
- Яндекс деньги
- Web money
- E-port
- KreditPilot
Электронные платежные системы могут непосредственно подключаться к интернет-магазину без посредников.
2. SMS оплата
Оплата с помощью посылки SMS-сообщений на заданные номера.
Заключение прямых договоров с операторами сотовой связи и получение собственных прямых номеров на данном этапе вряд ли целесообразно. Стоимость короткого номера у одного оператора начинается от $7000 с арендной платой порядка $600/мес. А требуется несколько номеров (разной стоимости оплаты) и ряд операторов.
Целесообразнее заключить договор с провайдерами, уже имеющими короткие номера и работающими со всеми операторами сотовой связи, они берут комиссионные до 10% сумм операторов сотовой связи. Но на первые год-два это будет намного выгоднее.
3. Кредитные карты
Оплата осуществляется с использованием систем электронных платежей провайдеров, прошедших международную сертификацию, так, например, система ASSIST работает со следующими кредитными картами:
- VISA
- EuroCard
- MasterCard
- JCB
- Diners Club
- American Express
Кроме того, ASSIST работает и с электронными платежными системами (п.1.)
Создание собственной сертифицированной платежной системы возможно только для очень и очень крупных Интернет-магазинов, оборот которых позволяет окупить создание такой системы.