О создании корпоративного портала
Сегодня многие, как правило, крупные, предприятия кроме "внешнего" сайта в интернет создают "внутренний" сайт предприятия, информация на котором доступна либо только из локальной сети предприятия либо после ввода логина и пароля, которые есть только у сотрудников предприятия. Если внешний сайт во многих случаях создается как дань моде и с единственной целью - дать самую общую информацию о предприятии и его деятельности, то при создании внутреннего сайта преследуюстя уже совершенно другие цели.
В коммерческой деятельности любое действие должно быть экономически оправдано. Наши предприятия "дорасли" до осознания того, что самым ценным ресурсом являются сотрудники и их время. Именно сохранение, развитие и экономия этого ресурса и являются основной целью при построении современного корпоративного портала предприятия. Любой современный веб-сайт представляет собой комплекс программного обеспечения, как правило весьма сложного, выполняющего множество разнообразных функций, пользовательский интерфейс которого построен таким образом, чтобы работа с ним производилась в стандартном броузере (например Internet Explorer).
Соответственно, в определении функций этого программного комплекса и состоит процесс проектирования. Как и при разработке любого программного обеспечения, он начинается с определения целей и задач, которые преследуются при создании портала. Если при разработке внешнего сайта предприятия часто (и надо сказать несправедливо) пренебрегают этим этапом, то при создании корпоративного портала он становится просто необходимым. Проблема заключается в том, что большинство руководителей и топ-менеджеров предприятий - заказчиков самоустраняются от этого этапа под предлогом "недостаточного владения технологией создания сайтов". В результате дело препоручается техническому персоналу. На самом деле, определение целей не имеет никакого отношения к технологии. Цель стоящая перед сайтом - это бизнес цель, желаемый результат, достижение которого поможет, в конечном итоге, получить больше денег меньшими усилиями. От того насколько эта цель будет соответствовать общим целям предприятия напрямую зависит эффект, который будет получен в результате.
Приведу пару примеров:
На крупном предприятии, где текучесть кадров является ощутимым фактором, цель может быть сформулирована: обеспечить снижение времени адаптации нового сотрудника с 4-х недель до 2-х, уменшить затраты времени наставника в 3 раза. Для управляющей компании холдинга - сократить время прохождения документов при согласованиив 5 раз, снизить долю "теряющихся" документов до 3-5%, повысить контроль исполнительской дисциплины.
Естественно, на каждом предприятии эти цели будут своими. Знания технологий здесь ни при чем. Важно знать, что решение таких задач возможно (а лучше - не знать, что решение этих задач не возможно).
Ваш корпоративный портал может решить массу задач в области:
-
работы с персоналом,
-
доступа к информационным ресурсам предприятия (справочным системам, системам управления знаниями и т.п.)
-
автоматизации документооборота
-
управления заданиями
-
и т.д.
Знание технологии требуется на следующем этапе - разработке проекта системы. В этом процессе необходимо тесное сотрудничество между сотрудниками предприятия-заказчика и квалифицированным консультантом.
Собственно при внедрении информационной системы возможны две стратегии. Первая - детальная проработка проекта. В этом случае консультантом проводится детальное исследование информационной структуры предприятия, процесса информационного обмена, определяет и обобщает все требования к системе. Вторая стратегия - поэтапное внедрение. В этом случае подбирается базовая система, наиболее полно отвечающая поставленным задачам и целям. После этого выделяется одна (или несколько) основных задач, которые ставятся перед системой и решаются как независимый этап. После запуска такого частного решения определяются следующие задачи, которые решаются в рамках выбранной технологии. Выбор той или иной стратегии внедрения зависит как от задач так и от специфики предприятия, на котором производится внедрение.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой функции корпоративного портала, как автоматизация документооборота. Собственно сама задача электронного документооборота не нова и преимущества которые получает предприятие от его внедрения давно известны:
-
снижение времени на подготовку типовых документов;
-
существенное снижение затрат времени на поиск документов;
-
сокращение цикла прохождения документа при согласовании;
-
минимизация всех "непродуктивных" затрат времени при работе с документами (на перемещение, регистрацию и другие рутинные операции)
Построение таких систем на базе интернет-технологий - дело сравнительно новое. Новые технологии позволяют получить новые преимущества:
-
сделать документы предприятия более доступными. Обеспечить доступ к документам "мобильным" сотрудникам предприятия. Для работы со своими документами сотруднику, например находящемуся в командировке, достаточно компьютера подключенного к интеренту.
-
в информационную структуру предприятия могут быть включены партнеры (постоянные поставщики, дилеры, представительства и т.д.) Таким образом, информационная система начинает поддерживать внешние контакты предприятия, что снижает такие факторы как "стоимость покупки" и "стоимость продажи".
-
Корпоративный портал, реализующий функции документооборота, обеспечивает гибкость, которая не свойственна традиционным "коробочным решениям". Такая информационная система способна следовать изменениям динамично развивающегося бизнеса, а не "подминать" бизнес под себя.
В качестве примера приведу несколько отличительных особенностей системы электронного документооборота с веб-интерфейсом от компании "Флексайтс" (сейчас эта система внедряется на нескольких предприятиях города):
-
неограниченное количество рабочих мест и независимость стоимости системы от количества пользователей
-
работа с документами в привычных форматах MicrosoftOffice
-
быстрый контекстный поиск по текстам документов
Организовать взаимодействие внешнего и внутреннего сайта предприятия можно разными способами. Все определяется опять-таки задачами, которые были определены на начальном этапе. Варианты могут колебаться от двух совершенно независимых проекта до решения, когда "внешняя" и "внутренняя" части корпоративного портала определяются лишь правами доступа, распределенными в системе безопасности.
Николай Кукушкин, коференция "Инфо=капитал", Челябинск, март 2004 г.
http://flexites.org/
belvg.com
__________________
Версия для печати