О КОМПАНИИ|МИССИЯ КОМПАНИИ|ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ|ПОРТФОЛИО|КОНТАКТЫ

        Расширенный поиск
                  Статьи     Энциклопедия     Новости     История     Ресурсы

Информация > Создание сайтов

Кому дорог сайт?

На сайте CMSmagazine  (аналитический портал по веб-разработкам) Интернет-агентство «Артус» разместило пример создания и развития интернет-сайта ЗАО «Газпромбанк - Управление активами».

Среди посетителей возникла дискуссия о том, сколько может стоить создание этого сайта? Кто-то предположил, что его стоимость приблизительно 40-50 тысяч долларов США.

На что другой посетитель задал такой вопрос: «Что Вы увидели в сайте компании «Газпромбанк - Управление активами» такого сложного, что может стоить 50К?»

Для тех, кого интересовал ответ на первый вопрос, сообщаем: стоимость создания этого сайта была более 50 тыс. долларов. А вот ответу на вопрос «Что же там такого сложного?» мы посвящаем эту статью.

Да что там сложного? Мы и не такое делали!

Ответить на этот непростой вопрос я постараюсь применительно к созданию сайтов крупных и известных компаний вообще. Тем более что тема стоимости создания сайтов крупных и известных заказчиков является самой обсуждаемой и любимой во всевозможных профильных форумах  и журналах. Например, совсем недавно обсуждались стоимость разработки нового сайта Сбербанка и будущего сайта Газпрома.

В настоящее время многие специалисты отрасли: дизайнеры, программисты, верстальщики, веб-мастера, менеджеры проектов и т.д. не могут понять, за что платят такие деньги крупные заказчики. Не могут понять, что в создании сайта может столько стоить.  Все хотят рассказать, что они это сделали бы гораздо дешевле, а может быть и лучше. При этом никто из них не знает целей проекта, не читал технического задания и не знаком с постановкой задач. Они не задумываются о том, какой объём и уровень документации, коммуникаций, квалификации менеджеров требуется по таким крупным проектам. Какая ответственность, и какие проблемы присущи таким заказам.

Действительно, не обладая достаточной информацией и квалификацией, далеко не каждый может понять, что в проекте крупного заказчика может стоить дорого!

Попробуем разобраться, за что переплачивает крупный бизнес. Причем в первую очередь не с точки зрения технологий, а с точки зрения управления проектами крупных заказчиков и с точки зрения рисков разработчика.

За что переплачивает крупный бизнес, создавая свой сайт

Первое, что сложно и дорого в проекте крупного заказчика -  это получить такой заказ. Как правило, это тендер. Отбор участников тендера ведётся очень серьёзным образом. Любая веб-студия на такой тендер не попадёт и поэтому для того, чтобы разработчику попасть на такой тендер, нужно пройти трудный и долгий путь развития своего бизнеса. Лет пять минимум, которые потребуют серьёзных инвестиций в создание устойчивой, надежной, эффективной компании. А ведь эти инвестиции могут и не вернуться.

Дорого стоит наработать опыт создания сложных и крупных проектов. Создать структуру компании, способную выполнять высокие требования заказчика как по оформлению документации проекта, так и по качеству ведения бизнес-процессов проекта. Структуру, способную не только создать проект, но и качественно обеспечить его техническую поддержку и дополнительные маркетинговые услуги по развитию проекта после его создания. 

Дорого стоит создать и удерживать команду специалистов, которые должны не только уметь делать сайты, но и уметь достойно вести переговоры с заказчиком, причем не только в процессе продажи услуг, но и на всех этапах создания проекта. Для этого требуются высококвалифицированные сотрудники, которые в веб-студии, ничего собой не представляющей, работать не будут. При работе с крупным заказчиком  менеджеры разработчика должны удовлетворять требованиям делового и профессионального общения высочайшего уровня, потому что работать с ними будут высокообразованные и высококвалифицированные менеджеры крупной компании, в том числе топ-менеджеры. А общаться придется не только о технических вопросах, но и о бизнесе заказчика, понимание которого потребует от менеджеров разработчика дополнительных знаний и высокой обучаемости. В последнее время на этапе выбора подрядчика практически все крупные компании хотят видеть на переговорах не только менеджера по продажам, но и других специалистов компании, которые будут работать над их проектом. Они внимательно смотрят на квалификацию и общий деловой уровень тех, с кем им придётся работать, и это накладывает на всех сотрудников разработчика дополнительные требования.

Но самое сложное -  это не выиграть тендер по такому проекту. Бывает, такой крупный заказ получают случайные компании. Но счастья такой заказ им не приносит. Потому что самое сложное в таком крупном проекте - это не выиграть тендер, а качественно сделать проект, сдать его заказчику - крупной и известной компании с очень высокими ожиданиями. При этом  сделать проект так, чтобы уровень их  ожиданий оправдался. Вот  это действительно сложно и дорого стоит.

Часто, чтобы принять такой заказ, разработчик готов идти на любые требования заказчиков, соглашаясь на любые условия. В итоге или проект не доделывается -  разругались, или доделывается, но заказчику он не нравится. Разработчик считает, что виноват заказчик, у которого были неправильные требования, заказчик во всём винит разработчика. Но в действительности виноваты обе стороны. Заказчик не сумел выбрать подрядчика, соответствующего всему комплексу своих требований, а разработчик не сумел отказаться от проекта, который ему не по зубам. Элитные сейлз-менеджеры часто говорят, что отказаться от заказа, который тебе не под силу - это высший признак мастерства. Есть такие клиенты, которых лучше отдать конкурентам.

Безусловно, проблемы в работе бывают и с мелкими заказчиками. Но при работе с крупным клиентом есть своя специфика. Самое главное, что отличает крупного клиента, помимо высоких требований к качеству коммуникаций - это многоуровневая структура принятия решений. На практике это выглядит так. Постановку задачи по какой-либо части проекта делает один менеджер, а принимать и утверждать работы будет его начальник, т.е. не тот, кто ставил задачу. При этом в самый последний момент, когда работа уже сделана, выясняется, что у этого начальника совершенно другое видение того, как это должно выглядеть и работать. Такая ситуация для крупных заказчиков типична и постоянно несет в себе риск  выполнения незапланированных работ или риск потери клиента. Чтобы часто не приходилось переделывать уже выполненную работу, нужно уметь работать с такими ситуациями.

Поверьте, что создание одинаковых по функционалу и объёму сайтов для мелкой и крупной компании не соизмеримы по трудоёмкости. При работе с крупными и известными компаниями возникают бизнес-процессы, о которых с мелкими заказчиками даже не задумываешься.

Например, согласование и заключение договора с юридическим отделом крупного заказчика может продолжаться месяцами. Утверждение отдельных видов работ может потребовать нескольких этапов, с участием разных менеджеров в иерархической структуре заказчика. Возможно, потребуется согласование ТЗ и настройки серверов со службами безопасности заказчика. Это и многое другое сильно затягивает сроки работ и ведёт как к увеличению трудоёмкости, так и к росту косвенных издержек проекта.

Ожидания заказчиков сильно изменились!

В последнее время уровень ожиданий крупных заказчиков сильно вырос. Им уже недостаточно создать "красивый сайт"  и наполнить его официальным текстом. Им требуется, чтобы сайт стал инструментом их бизнеса и выполнял поставленные задачи.  Это требует постоянной работы с сайтом, обновления информации, анализа его работы с точки зрения полезности для бизнеса, его усовершенствования по результатам этого анализа. Требуется также его маркетинговое продвижение.

Учитывая, что крупный клиент - это публичная компания с большой известностью, его мало интересует «оптимизация сайта» с покупкой ссылок. Его интересует более широкая маркетинговая работа. Все эти работы можно назвать комплексным Интернет-маркетингом.  И для крупного заказчика удобней  отдавать как работы по созданию сайта, так и работы по его маркетинговому развитию одному внешнему подрядчику, чтобы иметь одного ответственного за результат. И компания-разработчик должна быть готова к этим работам. При этом такая работа с крупным клиентом намного сложнее, чем работа с мелким заказчиком, так как размещение любой информации как на сайте, так и в Интернете, требует дополнительных согласований у заказчика. Уровень информационно-маркетинговой поддержки каждого крупного проекта должен расписываться досконально, включая  материальную ответственность разработчика за сроки размещения информации после ее предоставления заказчиком. При этом объём работ может сильно варьироваться, и подрядчик должен быть готов в любой момент выделить дополнительные ресурсы под неожиданно возникший объем работ.

Именно поэтому в последнее время заказчиков стала интересовать не только цена создания сайтов, но и цена владения сайтом. Для них стало очень важно, кто  и как будет  управлять сайтом. Как и кто будет его развивать, причем развивать эффективно. И об этом они стали задумываться на этапе выбора разработчика. А это значит, что на тендере разработчик должен доказать свою эффективность еще и как фирма, умеющая реально добиваться от сайтов коммерческой отдачи. А такое умение дорого стоит. 

Неправильный выбор разработчика - очень высокая цена ошибки для публичной организации.

Очень часто бывает, что создали сайт, запустили его, а потом начались проблемы. Что-то не работает, что-то сделали не так и масса других проблем. Для небольшой компании это проблема, но не глобальная. Можно попробовать исправить ошибки. В крайнем случае поменять разработчика, сделать всё заново, учитывая допущенные ошибки. Потери будут исчисляться в деньгах и упущенном времени. А вот для публичной компании эти потери намного больше. К ним гораздо больше внимания, а, значит, и выше требования к их сайтам. Их потери могут стоить гораздо больше, чем сам сайт. Буквально за неделю в Интернете на разных ресурсах обсуждались проблемы трёх сайтов известных организаций:

1) Новый сайт Федеральной Налоговой Службы, обсуждение можно прочитать здесь: http://micromarketing.livejournal.com/93940.html

2) Сайт компании «Альфа-страхование», обсуждение:    http://cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/11/26/329301

3) И самый громкий удар по имиджу - социальная сеть «Единой России», которая была запущена в день их съезда, символический старт проекту дал Председатель Высшего совета партии Борис Грызлов. На следующий день её критиковали все, кому только не лень, и не только в Интернете, но и в центральной прессе. Сейчас в Интернете можно найти много информации на эту тему, один из примеров: http://habrahabr.ru/blogs/social_networks/45090/.

Как дорого обошлись эти ошибки? Я уверен, что владельцы этих сайтов не экономили при выборе разработчиков.

Средства, сэкономленные сегодня, могут дорого обойтись завтра.

Лет пять назад Интернет-агентство "Артус" создало сайт одному нашему заказчику. Стоимость по тем временам была довольно большая - тысяч пятнадцать долларов. Ему всё понравилось, он принял работу и оплатил остаток по договору. А через месяц он пришёл к нам с претензией, что мы его обманули. Он как-то узнал, что его конкуренты сделали "такой же" сайт за 3 тыс. долларов.  Мы много времени потратили, объясняя ему, что одинаковых сайтов не бывает. Что есть такое понятие, как стоимость владения и обслуживания сайта, и т.д. Он согласился, и мы продолжаем работать с ним до сих пор, с сайтом, сделанным 5 лет назад.

Все эти пять лет у него не было проблем с работой сайта и его развитием, этим занимались мы. А заказчик занимался своим бизнесом. При этом его конкурент за это время поменял сайт два раза.  Мы не знаем, какие у конкурента были проблемы, и сколько ему это стоило. Можем только догадываться, зная, какая это головная боль для заказчика: заменить разработчика и сделать новый сайт. Уверены, что сэкономить у них не получилось.

Выводы:

Создание сайтов - это как айсберг. Есть видимая часть (в первую очередь, дизайн), её все и обсуждают. А есть невидимая, которая намного больше и весомее, её мало кто может оценить. При этом именно этой «подводной частью айсберга» и отличаются сайты крупных и мелких заказчиков. Величина компании заказчика всегда накладывает свою специфику, которая сильно увеличивает себестоимость создания сайтов. А цена ошибки при выборе разработчика может быть выше стоимости создания сайта.

P.S. В нашем случае мы не только сдали проект  УК «Газпромбанк - Управление активами», и заказчик остался доволен. Мы заключили годовой договор на информационно-маркетинговую поддержку сайта. Признанием нашей полезности и удовлетворённости клиента является новый договор на следующий 2009 год.

Евгений Лернер

advertology.ru

__________________
Версия для печати


ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Последние новости   Архив



Энциклопедия

Как создать корпоративный сайт? Технико-экономическое обоснование проекта

В данной статье освещается создание корпоративного сайта не с позиции Разработчика сайта (Подрядчика), а с позиции Заказчика сайта и рассматриваются ...читать статью


Статьи

Подходы к созданию сайта

Компания подошла к вопросу о создании своего сайта (или редизайну старого сайта), как подойти к вопросу, и сколько это может стоить? Последний ...читать статью


История

Что такое дизайн. История дизайна.

Что такое веб дизайн? Откуда произошло это понятие? Кого можно считать основоположниками дизайна? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в ...читать статью


Ресурсы

Составление технического задания сайта

При чтении важно понимать и помнить, что составление технического задания, как и проектирование, является всегда платной услугой, перейти

Сайт о корпоративных сайтах и интернет-системах

???????@Mail.ru     © 1997—2008 CopSite.ru     © 1997—2020 CopSite.ru