О КОМПАНИИ|МИССИЯ КОМПАНИИ|ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ|ПОРТФОЛИО|КОНТАКТЫ

        Расширенный поиск
                  Статьи     Энциклопедия     Новости     История     Ресурсы

Информация > Интернет > Законодательство, авторское право

Лицензирование интернет-СМИ лишено смысла

Эта статья стала итогом моего участия в круглом столе «Интернет-СМИ: вызов XXI века» 27 ноября 2008 г., куда меня пригласили его организаторы, Министерство информации Республики Беларусь и ОБСЕ. Особая благодарность Министерству информации за приглашение выступить на круглом столе.
 
Обсуждая интернет с точки зрения масс-медиа, далеко не все отдают себе отчет в том, что интернет – это не СМИ. Интернет – это средство связи, историческими предшественниками которого в разные эпохи являлись тамтамы, гонцы, голуби, почта, телефон, телеграф и другие услуги связи. Совершенно справедливо соответствующий вид деятельности лицензируется Министерством связи Республики Беларусь как «услуга передачи данных».

Рассмотрим технические особенности интернета через призму законодательства о СМИ.

Интернет как Медиа

Для интернета как медианосителя характерны следующие свойства.

Дешевизна распространения информации. Классические СМИ для своей деятельности требуют наличия
обученного коллектива, специального оборудования и серьезных материальных затрат, наличия в штате работников со специальным образованием и опытом работы. В интернете издательская деятельность доступна любому человеку и не требует ничего, кроме компьютера, подключенного к интернету, простейших навыков и свободного времени. Число сайтов и объем размещаемой на них информации растет не по дням, а по часам. Сегодня в интернете свыше 200 млн. сайтов, в том числе в РФ – 13 млн., в Беларуси – более 30 тыс., причем значительная часть сайтов обладает признаками СМИ: периодичность, массовая доступность и т.п. Более того, ежедневно появляются новые сайты, число которых увеличивается в геометрической прогрессии. Так что очень скоро для регистрации интернет-СМИ придется создавать специальную организацию с десятками и сотнями сотрудников.

Глобальность, отсутствие государственных, таможенных и иных границ. Главный интернет-протокол TCP/IP устроен так, что технически невозможно воспрепятствовать распространению информации. Технические специалисты говорят: «Интернет дыряв». Так вышло потому, что изначально при разработке интернета никто не предполагал, что он из ведомственной научно-исследовательской сети превратится во всемирную. Сегодня же изменить протоколы передачи данных невозможно из-за паралича всей сети.

Время от времени пресса поднимает панику по поводу «великого китайского файрвола», или контент-фильтрации. Впрочем, последняя легко обходится любым мало-мальски грамотным пользователем, а цена
обхода – лишний клик компьютерной мышью через любой прокси-сервер, которых в интернете десятки тысяч. Единственным эффективным средством ограничения распространения информации в интернете является физическое отсоединение национального сегмента интернета от «мировой паутины», как сделано в Северной Корее (и только там). Немногочисленным пользователям из этой страны доступны лишь сайты и сервисы, физически находящиеся на ее территории.

На различных конференциях по интернету мне доводилось встречать пользователей из Узбекистана и Мьянмы. Хотя там фильтруются десятки тысяч сайтов и сканируется (а то и блокируется или перенаправляется на цензуру) вся электронная переписка, эти пользователи через прокси-серверы успешно пользуются нужными сайтами и ведут переписку. Легко убедиться, что и три российских гей-сайта – www.gay.ru, www.gaily.ru, www.qguis.ru, которые официально фильтруются в Республике Беларусь с 2005 года по распоряжению Республиканской комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости при Министерстве культуры Республики Беларусь (за что мы числимся в международном списке «врагов интернета»), доступны любому белорусскому пользователю при заходе через прокси-серверы.

Глобальность интернета и его технические особенности обессмысливают любые попытки регулировать распространение информации через интернет. Крупнейшие зарубежные распространители информации на лицензирование (регистрацию) в Министерство информации РБ не пойдут за ненадобностью: ведь все сайты, лицензированные и нелицензированные, одинаково доступны пользователям из Беларуси. Тогда в интернете легальные добросовестные белорусские распространители информации получат в Беларуси худшие условия работы, чем зарубежные или незаконопослушные. Получится лицензирование наоборот. Очевидно, наше государство от такого «регулирования» только проиграет.

Фантастическое разнообразие форматов подачи информации. Классические текстовые сайты, напоминающие печатные СМИ или книжную продукцию, отражают лишь один из традиционных возможных
форматов. Не слишком похожи на СМИ электронная почта, коммуникаторы (ICQ и т.п.), социальные сети, IP-телефония, IP-телевидение, интернет-радио, блоги, форумы, файлообменники, сайты, распространяющие и транслирующие музыку, торренты, спам и другие способы организации массового распространения информации (контента) в интернете. Вдобавок ежегодно появляются и становятся популярными несколько новых форматов. Перечислить их в законодательном акте в качестве признаков СМИ не представляется возможным. Более того, один и тот же формат представления данных может обладать свойствами СМИ, а может и не обладать в зависимости от обстоятельств. (Например, форумы
могут быть доступными всем желающим либо только зарегистрированным пользователям под паролем).

Краткая история лицензирования интернет-услуг в Беларуси

Вот далеко не полный список попыток нашего Правительства урегулировать отдельные виды интернет-услуг:

– лицензирование сайтов знакомств. В результате действия Постановления СМ №449 от 2 мая 2005 г. белорусские сайты знакомств были отнесены к брачным агентствам и в силу невозможности выполнения лицензионных требований закрылись. Сегодня сотни тысяч белорусов пользуются зарубежными сайтами знакомств, а наши органы внутренних дел не имеют возможности отследить контакты и эффективно бороться с торговлей людьми. Непродуманные решения привели к результатам, прямо противоположным целям Декрета, а интернет-бизнес, газеты, операторы мобильной связи, РУП «Белтелеком» лишились мощного источника дохода от публикации объявлений, подарив этот бизнес иностранным компаниям, в основном российским. Соответственно, налоги от оказания услуг знакомств гражданам Беларуси пополняют российский бюджет;

– лицензирование интернет магазинов свелось к формальным бюрократическим процедурам, при этом не повлияв на уровень качества услуг интернет-магазинов и их ответственность за проданный товар;

– государственная монополия на интернет-телефонию при поддержании неконкурентоспособно высоких государственных цен привела к тому, что рынок интернет-телефонии в Беларуси захватила зарегистрированная в Люксембурге компания Skype, которая предоставляет услуги телефонных звонков за рубеж с компьютера на обычные городские или мобильные телефоны по символическим ценам (в западные страны – по 2 евроцента за минуту), а звонки с компьютера на компьютер – и вовсе бесплатно. Достаточно подключить к компьютеру микрофон и наушники, а сама программа скачивается бесплатно через интернет. Более того, появилась версия Skype, устанавливаемая непосредственно на мобильные
телефоны. Услугами Skype пользуются миллионы людей мира, среди которых десятки тысяч белорусов и сотни белорусских предприятий и организаций, активно общающихся с зарубежными партнерами и родственниками. Фильтрация ничего не даст, поскольку таких компаний, как Skype, в интернете много, и они пополняют бюджеты своих стран, а мы оплачиваем их услуги в иностранной валюте;

– невозможность использования корпоративных банковских карт в интернете. Дело в невыполнимости архаичных требований бухгалтерской и налоговой отчетности по затратам, не подтвержденных бумажными документами с круглой печатью и чернильными подписями, которые при совершении покупок в интернете по понятным причинам получить невозможно. (За рубежом отчетность подотчетными лицами при покупках по электронным пластиковым карточкам и иным мелким тратам сотрудников оформляется авансовыми отчетами, как у нас по командировкам, а первичными оправдательными документами служат распечатки с экрана компьютера, содержащие все реквизиты покупки).

Лицензирование интернет-CМИ

Новая редакция Закона РБ «О средствах массовой информации в РБ» №4273 от 17.07.2008, ст.1, п.20, гласит: «Средство массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет». Указано, что «порядок регистрации... регулируется Правительством Республики Беларусь».

Нетрудно заметить, что под эту статью наряду с сайтами зарегистрированных СМИ подпадает практически все, что встречается в интернете: блоги, форумы, корпоративные рекламные сайты, электронные рассылки, спам, вирусы, личный сайт Васи Пупкина из серии «вот я, вот моя собака» и т.п.

О последствиях лицензирования интернет-СМИ уже говорилось выше: необходимость выполнения лицензионных требований в интернете ничего не даст государству, создав иллюзию контроля, зато абсолютно никак не повлияет на недобросовестных игроков, доступность зарубежных источников информации и нелегитимных сайтов. Все сайты останутся равнодоступными пользователям независимо от того, прошли сайты государственную регистрацию или нет. Ограничения на легально работающие интернет-сайты лишь приведут к радикализации интернет-пользователей и их попаданию в объятия сайтов, не соблюдающих закон, радикальных и экстремистских движений и др. и усилит и без того значительный перекос внимания белорусских пользователей в сторону зарубежных сайтов.

Некоторые эксперты полагают, что лицензирование поможет органам государственной власти и управления бороться с «анархией в интернете». Но интернет анархичен по своей природе, это в нем изначально заложено технологическими спецификациями на уровне протоколов обмена данными. Вот почему не стоит слишком серьезно относиться к негативу и критике через интернет. Цена слова в интернете намного ниже, чем в традиционных СМИ. Я никогда не слышал, чтобы какое-нибудь должностное лицо лишилось своего поста из-за информации, размещенной в интернете. В 2004 году тогдашний президент США Дж. Буш был переизбран на свою должность, хотя половину американских сайтов можно смело причислять к «антибушевским», а уровень проникновения интернета в США на тот момент был порядка 70% (у нас сейчас 28%).

Следует упомянуть и о пагубных последствиях для белорусского интернет-бизнеса заложенного в Закон о СМИ 30%-го ограничения на присутствие иностранного капитала в уставном фонде. Маленький пример: только над сервисом бесплатной электронной почты на российском портале «Яндекс» работает 120 сотрудников, а на портале TUT.BY – 2,5 человека: 1,5 ставки системного администратора и один программист. Для создания полноценных качественных интернет-сервисов (электронной почты, информационно-поисковых систем, социальных сетей и т.п.) нужны деньги, а в нашей стране нет инвесторов, разбирающихся в интернете. Поэтому любой белорусский интернет-проект обречен на малобюджетность и заведомо слабые рыночные позиции по отношению к «китам» зарубежного бизнеса.

Регулирование содержания отечественных сайтов сверх требований действующих Административного и Уголовного кодекса РБ лишь ослабит их позиции перед лицом многомиллионных российских и западных интернет-проектов и сделает риторическим вопрос о том, почему сегодня 90% интернет-трафика (объема передаваемых данных) в Беларуси приходится на зарубежные сайты. РУП «Белтелеком» ежемесячно платит круглую сумму в иностранной валюте за внешний канал выхода в интернет, необходимый для выхода на сайты, физически размещенные за рубежом, и безуспешно ищет способы переключения внимания белорусских пользователей на белорусские сайты с целью экономии внешнего канала.

Предлагаемый отдельными руководителями и специалистами принцип добровольного лицензирования помог бы «поставить галочку», позволив формально реализовать новый закон. Но у нелицензированных интернет-проектов могут появиться какие-либо иные ограничения в их деятельности (например, хозяйственные), и тогда формально добровольная регистрация де-факто превратится в принудительную. Это значит, что закон будет применяться выборочно, что превращает лицензирование в инструмент административного произвола. В конце концов это приведет к закрытию либо эмиграции связанного с сайтом бизнеса, лишив белорусов законной гордости за отечественный хайтек. Для пользователей с точки зрения доступности сайта ничего не изменится, возможность государственного контроля заметно снизится, вероятность совершения противоправных действий с его помощью только вырастет, а налоги от хозяйственной деятельности сайтов пополнят бюджеты других государств. Да и сами доходы потекут за пределы Беларуси.

Существует аргумент о том, что регистрация интернет-сайтов не только налагает обязанности, но и дает права, особенно аккредитацию. Однако специфика работы интернет-журналистов такова, что в подавляющем большинстве случаев им аккредитация не нужна, поскольку основным источником информации для интернет-издания является сам интернет. Более того, сама цель публичных мероприятий состоит в максимальном освещении события, и их организаторы вообще не заинтересованы в ограничении доступа журналистов. Вряд ли владельцы интернет-сайтов добровольно повесят себе на шею хомут ограничений, налагаемых Законом о СМИ, ради аккредитации. Опять же, популярные среди белорусов российские и иные зарубежные сайты в аккредитации не нуждаются.

И последний аргумент «против»: регистрация интернет-СМИ гарантированно получит резко негативную оценку со стороны Европы, для которой принципиальное значение имеет то, что для большинства белорусов звучит слишком абстрактно и не очень актуально – принципы демократии и свободы слова. Из-за неспособного достичь цели законодательного акта пострадают наши многовекторные политика и экономика.

Нам нужно, наконец, выйти из ежегодно составляемого организацией «Репортеры без границ» широко известного списка «врагов интернета», куда в 2008 году за государственные ограничения доступа к сайтам и сервисам попали 15 стран мира: Беларусь, Вьетнам, Египет, Зимбабве, Иран, Китай, Куба, Мьянма (Бирма), Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Тунис, Туркменистан, Узбекистан и Эфиопия. Как говорится, «найдите лишнего». Лучше бы мы навсегда покинули эту в буквальном смысле теплую компанию.

Заключение

Таким образом, отказаться от любых попыток регистрации интернет-сайтов нам необходимо ввиду абсолютной неэффективности и бесполезности этой меры в сочетании с очевидными пагубными последствиями для имиджа и экономики нашего государства, ущербом для нашей сферы высоких технологий
и переключением внимания белорусских пользователей на сайты, расположенные за рубежом.

В соответствии с мировым опытом регулирование интернет-сайтов в Беларуси должно осуществляться правоохранительными органами. Ведь интернет – это общественное место, правоотношения в котором регулируются Кодексом РБ «Об административных правонарушениях» и Уголовным кодексом РБ. Нигде в мире нет законов «для интернета», потому что нет разницы, где совершено правонарушение – на улице, в помещении или в интернете. В финальном выступлении представитель нашего Министерства информации совершенно справедливо заметил, что, судя по итогам выступлений зарубежных специалистов на круглом столе, Запад за многие годы так и не сумел выработать способы регулирования интернета. Может, так вышло не случайно?

В заключение хочется провести историческую параллель. Всего 20 лет назад самые обыкновенные пишущие машинки расценивались как потенциальный инструмент террористической антигосударственной деятельности. При продаже пишущие машинки оформлялись на конкретного покупателя, а оттиски шрифтов хранились в отделениях Комитета государственной безопасности СССР. В дни государственных праздников все пишущие машинки предприятий сдавались на хранение в спецотделы во избежание провокаций. А для копирования странички текста на машине «Эра» приходилось писать служебную записку с обоснованием необходимости, собирать несколько подписей и получать визу спецотдела.

Однако в конце 80-х появились первые персональные компьютеры и импортные копировальные машины, которые поставили копирование и распространение информации на поток и превратили их в бытовую услугу. Сегодня очевидно, что от снятия ограничений на копирование и распространение бумажной информации никто не пострадал. (Вспоминается также история с введенным и через несколько лет отмененным лицензированием в БелГИЭ каждого мобильного телефона в качестве «высокочастотного средства связи»).

Больше всего история с лицензированием интернет-СМИ напоминает приказ институту мелиорации осушить отдельно взятую часть Мирового океана. Мы выиграем во всех отношениях, отказавшись от бесплодных попыток осушить кусок единого всемирного информационного океана.

Юрий ЗИССЕР
it.tut.by

__________________
Версия для печати


ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Последние новости   Архив



Энциклопедия

Символ копирайта

Международный знак охраны авторского права. Символ визуального информирования о защищённости товара (продукта) авторским правом. ...читать статью


Статьи

Учет расходов организации на создание интернет–сайта


История

Краткая история копирайта

«То, что идеи должны беспрепятственно передаваться от одного к другому по всему земному шару для морального и взаимного наставления человека и ...читать статью


Ресурсы

Интернет как новая социально-экологическая среда: трансформация процессов коммуникации

Обращаясь к вопросу о возникновении новой социально-экологической среды с появлением Интернета, стоит упомянуть предпосылки обоснования этого перейти

Сайт о корпоративных сайтах и интернет-системах

???????@Mail.ru     © 1997—2008 CopSite.ru     © 1997—2020 CopSite.ru