Многомерная организационная структура компании
Вы можете перейти на новую (2010 г.) редакцию данной статьи
В разделе «Матричные организационные структуры управления» указан их основной недостаток: сотрудники функциональных подразделений находятся в двойном подчинении –своего руководителя и руководителя проекта (или целевой программы), что, как правило, приводит к нежелательным результатам. Там же был указан путь устранения этого недостатка –замена административных методов руководителя проекта на экономические, что, собственно говоря, и приводит к так называемой «многомерной организационной структуре». В многомерной организации персонал функционального подразделения, результаты деятельности которого покупает руководитель проекта, относится к нему как к внешнему клиенту и подотчетен только своему единоличному начальнику –руководителю своего функционального подразделения.
Руководитель проекта имеет бюджет на проведение проекта, согласовывает с руководителями функциональных подразделений объемы, стоимость и сроки проведения работ (фактически договор), проводит контроль работ, приемку работ, оплату работ функциональных подразделений. При этом он не имеет права вмешательства в оперативную деятельность функциональных подразделений. Он имеет только экономические рычаги.
При дальнейшем развитии, и руководители проектов, и функциональные подразделения могут получать право выхода на внешний рынок. Руководитель проекта может заказывать часть работ на стороне, а руководитель функционального подразделения –выполнять отдельные работы по заказу сторонних организаций.
Рис.1. Многомерная организационная структура компании. Пунктиром указаны горизонтальные экономические управляющие связи
Эта структура названа многомерной возможно только для разграничения с матричной. Хотя в принципе и та и другая могут быть и двухмерными, и трехмерными.
Многомерная организационная структура позволяет повысить гибкость организации, и ее способность реагировать на изменение внутренних и внешних условий. Жизнеспособность функциональных подразделений зависит от их возможности производить конкурентоспособные товары и услуги, в которых нуждаются потребителя.
Руководитель проекта становится независим от конкретного функционального подразделения. Для выполнения проекта он может обратиться к другому подразделению или выйти на внешний рынок.
Такая структура порождает рынок внутри компании, и повышает ее способность реагировать на потребности как внутренних, так и внешних потребителей. Поскольку структурные подразделения относительно независимы друг от друга, их можно расширять, сокращать, выделять в самостоятельные фирмы и т.д. Показателем эффективности работы каждого подразделения чисто финансовый, результат деятельности –только в рублях.
05.02.2006
__________________ Версия для печати
|