Корпоративные порталыПонятие корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal - EIP) было введено компанией Merrill Lynch в ноябре 1998 года. Вслед за этим последовало определение и многих других типов порталов. В России корпоративный информационный портал, а также и другие типы порталов, обычно называют просто "Корпоративный портал" или "Интранет-портал".
Существует много самых разных определений корпоративным порталам, приведем только исторически первое определение компании Merrill Lynch: «Корпоративные информационные порталы - это приложения, которые позволяют компаниям раскрывать информацию, хранящуюся внутри и вне организации, и предоставлять пользователям единый шлюз доступа к персонализированной информации, необходимой для принятия бизнес-решений». Они являются «…совокупностью программных приложений, которые консолидируют, управляют, анализируют и распространяют информацию по всему предприятию и за его пределами».
По нашему мнению определение корпоративного портала должно исходить из той цели, которую компания ставит (или может ставить, но еще не знает об этом) перед корпоративным порталом. В этом смысле у каждой компании будет свое определение, но именно того корпоративного портала, который ей и требуется.
Если мы оторвемся существующих определений и от вопроса возможностей корпоративного портала, то для территориально разделенной компании имеющей корпоративную информационную систему (КИС) в центральном офисе, можно сформулировать следующие цели создаваемого корпоративного портала:
- Обеспечить всем работникам компании независимо от их территориального нахождения доступ к КИС компании (естественно, в соответствии с полномочиями разграничения доступа), доступ и к требуемой информации, и к требуемым приложениям необходимым для плодотворной работы. Т.е. при такой постановке КИП это средство обеспечения прозрачного доступа к центральной КИС для всех сотрудников. Единственным ограничением может явиться только возможность доступа работников к КИС по сети и наличия у них соответствующего персонального компьютера, КПК или, даже, сотового телефона.
- Обеспечить доступ к КИС компании партнерам и клиентам компании (естественно, в соответствии с самыми строгими полномочиями разграничения доступа), доступ и к требуемой информации, и к требуемым приложениям необходимым для получения информации, осуществления заказа и т.д.
При этом корпоративный портал, фактически, является веб-интерфейсом КИС. Многие производители КИС класса ERP включают в свои системы корпоративные порталы и веб-интерфейсы (Oracle, Baan, Парус), а совсем недавно появились КИС класса ERPII основные отличия которых от ERP-КИС следующие:
- Выход КИС за пределы компании, "прозрачное" взаимодействие компании с контрагентами (заказчиками, поставщиками, банками, налоговыми органами и др.). Открытие максимального числа информационных процессов, развитие так называемой "коллаборативной коммерции" (c-commerce) - совместного электронного бизнеса предприятия, деловых партнеров и потребителей.
- Максимально полный охват всех бизнес-процессов компании.
То есть понятия корпоративной информационной системы и корпоративного портала начинают сливаться.
Для территориально разделенной компании имеющей только систему бухгалтерского и налогового учета (и отдельные системы автоматизации: складского учета и т.д.) в центральном офисе, что характерно для малых и средних российских компаний, можно сформулировать следующие цели создаваемого корпоративного портала:
- Автоматизация бизнес-процессов компании, обеспечение всем работникам компании независимо от их территориального нахождения доступ (естественно, в соответствии с полномочиями разграничения доступа), доступ и к требуемой информации, и к требуемым приложениям необходимым для плодотворной работы. Т.е. при такой постановке корпоративный портал это средство автоматизации бизнес-процессов и обеспечения прозрачного доступа к нему для всех сотрудников компании.
- Обеспечить доступ к модулю автоматизации бизнес-процессов корпоративного портала компании партнерам и клиентам компании (естественно, в соответствии с самыми строгими полномочиями разграничения доступа), доступ и к требуемой информации, и к требуемым приложениям необходимым для получения информации, осуществления заказа и т.д.
А малого предприятия имеющей только систему бухгалтерского и налогового учета, можно сформулировать следующие цели создаваемого корпоративного портала:
- Автоматизация бизнес-процессов компании, обеспечение всем работникам компании независимо от их территориального нахождения доступ (естественно, в соответствии с полномочиями разграничения доступа), доступ и к требуемой информации, и к требуемым приложениям необходимым для плодотворной работы. Т.е. при такой постановке корпоративный портал это средство автоматизации бизнес-процессов и обеспечения прозрачного доступа к нему для всех сотрудников компании.
- Обеспечить доступ к модулю автоматизации бизнес-процессов корпоративного портала компании партнерам и клиентам компании (естественно, в соответствии с самыми строгими полномочиями разграничения доступа), доступ и к требуемой информации, и к требуемым приложениям необходимым для получения информации, осуществления заказа и т.д.
Корпоративный портал в такой постановке включает:
- Внутренний портал (Интранет) ограниченный локальной сетью компании.
- Внешний портал, который доступен для использования территориально удаленным сотрудникам компании и клиентам за счет сети Internet (публичная информация и конфиденциальная информация не представляющая особой ценности) или Экстранет (конфиденциальная информация).
Внутренний портал (back-offic) eвключает или только интерфейс с КИС компании или дополнительно содержит и модуль автоматизации бизнес-процессов.
Внешний портал (front-office) представляет собой или только веб-интерфейс к внутренней КИС с системой разграничения доступа, или дополнительно содержит свою базу данных (репозитарий), автономную или синхронную с базой данных КИС.
Особенно эффективен корпоративный портал для малых территориально разделенных компаний (или имеющих мобильные точки), которые не могут позволить купить себе КИС, но могут интегрировать в корпоративный портал многие аспекты управления своей компанией. В этом смысле корпоративный портал небольшой компании, базирующийся на технологиях Интернет, во многом может соответствовать корпоративной информационной системе класса ERPII.
Положительный эффект от построения корпоративного портала связан, в первую очередь:
- С повышением производительности за счет улучшения процесса управления компанией, организации труда работников и улучшения оперативного обмена информацией
- С улучшением корпоративного взаимодействия за счет улучшения работы с заказчиками, поставщиками, дистрибьюторами, партнерами и акционерами и рядовыми клиентами.
Корпоративные порталы отличаются от КИС сравнительно небольшим временем окупаемости, у компаний, интегрировавших относительно небольшое количество функций в корпоративный портал окупается за полгода-год. Для компаний, построивших крупные портальные решения или интегрировавших в портал критические бизнес-процессы, срок окупаемости составляет год-полтора.
Кроме того, корпоративные порталы можно строить поэтапно, постепенно охватывая все основные бизнес-процессы компании.
18.02.2006
__________________ Версия для печати
|