В данной статье освещается создание корпоративного сайта не с позиции Разработчика сайта (Подрядчика), а с позиции Заказчика сайта и рассматриваются конкретные шаги Заказчика в данном направлении.
Содержание статьи конечно не догма, в каждом конкретном случае непременно будут те или иные отступления, но общий принцип создания корпоративного сайта, его дух, должен быть сохранен
Часть 1.Технико-экономическое обоснование проекта
Цель этапа - предварительная оценка (без участия Подрядчика) коммерческой эффективности проекта по созданию корпоративного сайта и, при положительной оценке, принятие решения о его разработке.
1.1. Затратная часть проекта
- стоимость создания корпоративного сайта;
- стоимость начального продвижения сайта;
- стоимость технической поддержки сайта (установка материалов, хостинг);
- стоимость периодического мониторинга (маркетингового аудита);
- стоимость информационной поддержки сайта (создание материалов);
- стоимость поддержки посетителей сайта и покупателей.
1.1.1. Стоимость создания и начального продвижения корпоративного сайта
Данная оценка по приближенной оценке исходя из функциональной сложности, объема корпоративного сайта и требуемой его посещаемости. На данном этапе можно дать следующую приближенную оценку средней стоимости создания корпоративного сайта и его начального продвижения (СС):
СС = (2-4)*(1000 + N)
где N - требуемая посещаемость сайта
Эта стоимость складывается из стоимости создания при N=0, и стоимости начального продвижения равной (2-4)N.
Сроки создания и начального продвижения (выхода на заданную посещаемость) составляют от 2-3 месяцев до 6-12 месяцев в зависимости от заявленной цифры посещаемости и выделенных ресурсов.
1.1.2. Стоимость технической поддержки корпоративного сайта
Данная оценка по приближенной оценке исходя из объема сайта и стоимости хостинга. На данном этапе для грамотно созданного корпоративного сайта при автоматической постановке материалов стоимость технической поддержки (СТП) определяется практически только стоимостью хостинга (по крайней мере, к этому надо стремиться), которую можно посмотреть на сайтах провайдеров и которая равна 25-400 долларов в зависимости от объема базы данных.
Автоматическая установка материалов обуславливает, что процессы установки материалов на корпоративный сайт проводятся автоматически, т.е. этот процессы завершают цепочку бизнес-процессов формирования материалов сайта. Например, для новостного сайта это предполагает наличие автоматизированных бизнес-процессов сбора, распределения, редактирования и утверждения материалов в едином формате, в единой базе данных. При этом, сразу после утверждения материалы автоматически появляются на сайте без каких либо действий со стороны администраторов сайта. Вся работа выполняется службой информационной поддержки бизнес-процессов, авторами, Главным редактором, редакторами и т.д. и оценивается по следующему пункту.
Большинство процессов установки материалов на корпоративный сайт может быть автоматизировано: установка каталогов, прайс-листов и т.д.
В случае, если эти работы не автоматизированы, следует исходить из ориентировочных нормативов. Однако практически всегда экономически выгоднее создать автоматизированную систему создания информационных материалов и снизить затраты на техническую поддержку корпоративного сайта.
1.1.3. Периодический мониторинг корпоративного сайта (маркетинговый аудит)
Примерный перечень основных направлений мониторинга следующий:
- Анализ посещаемости корпоративного сайта
- Анализ экономической эффективности корпоративного сайта
- Анализ сервера Интернет
- Анализ полноты поисковой оптимизации сайта для поисковых систем Интернета
- Анализ ссылок на сайт со всех источников
- Анализ Usability сайта – простоты использования и его дружелюбности
- Анализ корректности отображения страниц сайта в наиболее популярных программах просмотра сайтов (браузерах)
- Анализ работы динамических и интерактивных сервисов, актуальности информации сайта
Мониторинг проводится от одного раза в месяц, до одного раза в год. По разным разделам периодичность может быть разной. Например, анализ экономической эффективности может проводиться один раз в год, а анализ работы сервисов один раз в месяц.
Ориентировочная стоимость затрат на мониторинг для среднего Интернет-представительства компании может составлять $200-$600 в год.
1.1.4. Стоимость информационной поддержки корпоративного сайта
Данная работа включает создание самих информационных материалов (интеллектуальной ценности) корпоративного сайта, и цепочку бизнес-процессов по их редактированию, корректуре, утверждению.
Стоимость создания системы автоматизации этих бизнес-процессов может варьировать в широких пределах в зависимости от их вида. Но, в большинстве случаев компании применяют различные системы автоматизации бизнес-процессов (ERP, CRM) и требуется только создать интерфейс между такой системой и корпоративным сайтом.
Таким образом, данная стоимость складывается из интеллектуальной стоимости информационных материалов и стоимости создания заказной системы автоматизации бизнес-процессов или стоимости разработки интерфейса с имеющейся на компании системой.
Оценка интеллектуальной стоимости это прерогатива Заказчика, а для стоимости системы автоматизации или интерфейса можно дать следующие оценки:
- Стоимость создания заказной системы автоматизации бизнес процессов (с полным циклом и формированием всей статистики) для приведенного выше примера формирования информационных составляет около $2000, другие системы можно примерно оценивать исходя из данной суммы.
- Стоимость создания интерфейса с существующей системой автоматизации может составлять от $1000 в зависимости от этой системы.
Кроме того, установка материалов на корпоративный сайт из этих систем может осуществляться экспортом-импортом, это дешевле, но не обеспечивает реального времени и может потребовать увеличения затрат на техническую поддержку сайта.
1.1.5. Стоимость поддержки посетителей и покупателей корпоративного сайта
Данная статья учитывает время менеджеров компании на работу с посетителями сайта (телефон, E-mail, и т.д.), а также на проведение практических работ по поставке проданной on-line продукции и ее учету.
1.2. Доходная часть проекта
Данная оценка может проводиться только Заказчиком на основании принятого числа посетителей корпоративного сайта.
Дополнительный доход от корпоративного сайта может складываться из многих факторов за счет:
- повышения узнаваемости и имиджа компании и связанного с этим увеличением общего объема продаж;
- выход на другие регионы и связанного с этим увеличением общего объема продаж;
- повышения объема продаж off-line при постановке информационных материалов и прайс-листов на корпоративном сайте;
- продаж on-line;
- рекламы на сайте;
- и т.д.
Заказчику необходимо составить полный перечень факторов, проанализировать их и дать оценку суммарной доходной части сайта.
1.3. Оценка экономической эффективности
По итогам пп. 1.1 и 1.2 остается оценить срок окупаемости проекта и ожидаемую прибыль, а также оценить, какое дополнительное повышение затрат можно допустить при создании корпоративного сайта.
Вооружившись всеми этими оценками можно принимать решение о начале проекта по созданию корпоративного сайта и выходить на Подрядчика.
В заключение раздела отметим известную аксиому: "Все вложения в бизнес являются рискованными" и следствие из нее: "Кто не рискует, тот ничего и не получает". А для того, чтобы риск был минимален как раз и требуется тщательное проведение данного этапа.
1.4. Формулирование требований к корпоративному сайту
Это не техническое задание - ТЗ (которое выпускает Подрядчик), а именно требования которые выдвигает Заказчик и на основании которых подрядчик начинает аналитические работы по созданию сайта и выпускает ТЗ.