Шрифты (фонты) корпоративного сайта
Приведем вначале термины и определения шрифтов из полиграфии
Шрифт - комплект литер, воспроизводящий определенную систему символов (алфавит, а также цифры и знаки).
Очко - рельефное изображение символа
Литера - печатающий элемент наборной печатной формы
Гарнитура - комплект шрифтов, рисунок которых выполнен в одном и том же стиле. Например, гарнитура Arial включает в себя шрифты Arial, Arial, Arial и Arial.
Начертание — это один из вариантов шрифтов в гарнитуре. Оно однозначно определяет вид шрифта. Начертания имеют стандартные названия, например курсивное начертание, полужирное или наклонное (известно также косое начертание – обратное наклонное). Начертание включает в себя следующие характеристики:
- насыщенность — относительная толщина штрихов символов;
- пропорциональность — относительная ширина знаков шрифта. Обычно для точного определения выбирается литера М и определяется соотношение ее ширины и высоты. Различают сверхузкие, узкие, широкие и нормальные начертания;
- кегль — вертикальный размер символов шрифта, включает в себя высоту литеры (очка) и свободного пространства над и под литерой (оплечиков), определяемый в пунктах.
Шрифты в компьютерных приложениях и веб-дизайне
При появлении мониторов и принтеров, в русском языке появился новый термин - фонт. В отличие от термина "шрифт", под фонтом понимается также не только сам набор изображений символов, но и способ их формирования на экране и/или бумаге, а также электронные файлы этих изображений.
В отличие от полиграфии в веб-приложениях очень большое внимание уделяется цвету шрифта и цвету фона.
С точки зрения видимого изображения текста в браузере полиграфический термин шрифт и компьютерный фонт идентичны и далее будем использовать полиграфические термины. В компьютерных приложениях часто термином «шрифт» называют гарнитуру, а термином «размер» – кегль (например, Word).
Далее в статье будем использовать термин «шрифт» как общий термин и термины «гарнитура», «размер» (кегль) и «начертание».
Шрифты на веб-странице играют огромную роль и во многом определяют качество корпоративного сайта. Шрифты являются:
- одним из самых важных элементов дизайна сайта;
- элементом корпоративного стиля компании;
- носителем информации;
- элементами концентрации внимания пользователя.
Как элемент дизайна шрифты сайта должны составлять единое целое с дизайном сайта и по размеру, и по гарнитуре, и по цвету.
Если компания имеет фирменные шрифты, они должны использоваться на ее корпоративном сайте (по крайней мере, в заголовках).
Как носитель информации шрифты определяют комфортность чтения материалов сайта и усталость пользователя. Выбор шрифтов здесь имеет особое значение, и на этом вопросе остановимся подробнее.
Для текстов на веб-странице используются мелкие шрифты размером от 7 до 10 пунктов и комфортность и усталость пользователя во многом определяются (кроме размера):
- Гарнитурой.
- Цветом фона.
- Цветом текста.
- Наличием вспомогательной графики.
- Размером текстовой колонки и полей, межстрочным и межсимвольным расстоянием.
Гарнитура шрифта
Самой легким для чтения в Интернете является гарнитура Verdana, которая создавалась именно для этой цели. Применяются также и такие простые и строгие гарнитуры, такие, как Arial, Courier, Tahoma и Georgia. Приведем один и тот же абзац, выполненный в разных гарнитурах размером 8 пунктов.
Verdana
Как носитель информации шрифты определяют комфортность чтения материалов сайта и усталость пользователя. Выбор шрифтов здесь имеет особое значение, и на этом вопросе остановимся подробнее.
Arial
Как носитель информации шрифты определяют комфортность чтения материалов сайта и усталость пользователя. Выбор шрифтов здесь имеет особое значение, и на этом вопросе остановимся подробнее.
Courier
Как носитель информации шрифты определяют комфортность чтения материалов сайта и усталость пользователя. Выбор шрифтов здесь имеет особое значение, и на этом вопросе остановимся подробнее.
Tahoma
Как носитель информации шрифты определяют комфортность чтения материалов сайта и усталость пользователя. Выбор шрифтов здесь имеет особое значение, и на этом вопросе остановимся подробнее.
Georgia
Как носитель информации шрифты определяют комфортность чтения материалов сайта и усталость пользователя. Выбор шрифтов здесь имеет особое значение, и на этом вопросе остановимся подробнее.
Выводы можете сделать сами.
Цвет фона и текста
Поскольку в большинстве случаев корпоративный сайт предполагает передача пользователю достаточно большого объема информации, то с точки зрения комфортности и наименьшей уставаемости, желательно чтобы текст был выполнен темным цветом на светлом фоне и быть достаточно контрастным. Выворотка (белый текст на темном фоне) снижает читабельность в несколько раз раз.
Для длительного чтения желательно использование светлых серых и холодных фоновых цветов (голубого, сине-зеленого). Они действуют успокаивающе и сосредотачивают внимание пользователя. Зеленый цвет снижает усталость и способствует бодрому настроению. Хорошо читаются синие или черные буквы на голубом или светло сером фоне.
Читать же текст на ярком фоне, а тем более на пестром фоне довольно затруднительно.
Размер текстовой колонки и полей, межстрочные и межсимвольные расстояния
Одним из показателей комфортности чтения является ширина строки документа. Идеальная строка должна умещать 50-70 знаков. Как при их большем, так и при меньшем их количестве скорость чтения замедляется и утомляемость повышается.
Для удержания взгляда на текстовой колонке страницы и устранения непроизвольных переводов взгляда на соседние колонки размер полей должен быть не менее 10% от ширины текстовой строки, практически достаточно порядка 7-10 символов.
Слишком малые межсимвольные и межстрочные расстояния значительно снижают комфортность чтения, сравни Verdana и Arial (см.выше).
Тексты как элементы концентрации внимания пользователя
Это относится в основном к заголовкам статей и текстовым блокам на странице сайта. Здесь рекомендации прямо противоположные основным рекомендациям предыдущего раздела.
Применение ярких подложек под текст (задний фон), в том числе и с рисунком, является сильным выразительным средством, позволяющим привлечь и акцентировать внимание пользователя. При этом размер шрифта должен быть достаточно большим, широко используются теплые цвета (красный, оранжевый, желтый), жирное начертание.
29.01.2007
__________________
Версия для печати