.



   

 Каталог

Корпоративные порталы
Информационные порталы
Экспертные порталы
Порталы приложений
Порталы совместной работы
Порталы управления знаниями
Порталы интеграции корпоративных систем

Методологии
Системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems — DSS)
Data Warehouse - хранилища данных
Data Mart - Витрины данных
OLAP (On-Line Analytical Processing) - интерактивная аналитическая обработка
Business Intelligence (BI) - бизнес-интеллект
Интеллектуальный анализ данных (Data Mining)
Управление знаниями (Knowledge Management)

Корпоративные сети
Экстранет (Extranet , Экстрасеть)
Защита корпоративных сетей
Интернет (Internet)
Интранет (Intranet)

О проекте

             

Портал о Корпоративных порталах
Консалтинг, создание, внедрение и поддержка

УслугиЭнциклопедияСтатьиРесурсыИсторияНовости
Главная > История > Корпоративные порталы > Информационные порталы

История корпоративных информационных порталав и хранилищ данных

Началом истории корпоративных порталов можно считать 1998 г., когда Кристофер Шайлакс и Джулия Тилман из Merrill Lynch (Christopher C. Shilakes and Julie Tylman, "Enterprise Information Portals", November 1998) дали следующее определение «Корпоративные информационные порталы (Enterprise Information Portal - EIP) - это приложения, которые позволяют компаниям раскрывать информацию, хранящуюся внутри и вне организации, и предоставить каждому пользователю единую точку доступа к предназначенной для него информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений».  

Это исторически первое определение корпоративного информационного портала, но история приложений, которые позволяют компаниям раскрывать корпоративную информацию, началась много раньше. Новизна этого определения только в наличии единой точки доступа к информации (доступа с помощью типового Web-браузера), что, собственно и обеспечивает корпоративный портал. 

Хранилища данных

Идея создания электронных хранилищ данных, необходимых для последующего анализа, возникла еще в 80-е годы прошлого века. Тогда и возник термин «хранилище данных» - Data warehouse. Отличительные черты хранилищ данных были впервые сформулированы в 1992 Биллом Инмоном (Bill Inmon) в его книге "Building the Data Warehouse".

  • Предметная ориентированность. Информация в хранилище данных организована в соответствии с основными аспектами деятельности предприятия (заказчики, продажи, склад и т.п.); это отличает хранилище данных от оперативной БД, где данные организованы в соответствии с процессами (выписка счетов, отгрузка товара и т.п.).
  • Интегрированность. Исходные данные извлекаются из оперативных БД, проверяются, очищаются, приводятся к единому виду, в нужной степени агрегируются (то есть вычисляются суммарные показатели) и загружаются в хранилище. Такие интегрированные данные намного проще анализировать.
  • Привязка ко времени. Данные в хранилище всегда напрямую связаны с определенным периодом времени. Данные, выбранные их оперативных БД, накапливаются в хранилище в виде "исторических слоев", каждый из которых относится к конкретному периоду времени. Это позволяет анализировать тенденции в развитии бизнеса.
  • Неизменяемость. Попав в хранилище, данные уже никогда не будут изменены. Это также отличает хранилище от оперативной БД, в которой данные все время меняются, и один и тот же запрос, выполненный дважды с некоторым интервалом, может дать разные результаты.

Базы данных, реализующие эти хранилища, хранят не информацию, а именно данные. Открыв таблицы базы данных, мы увидим только ничего не говорящие массивы цифр, отдельных слов и словосочетаний, отдельные файлы. Превращение этих данных в осмысленную и адекватную информацию, которая может быть использована пользователями портала в дальнейшей работе или для выработки управленческих решений, задача систем бизнес–интеллекта (Business Intelligence  - BI), OLAP–систем (On-Line Analytical Processing - оперативная аналитическая обработка). 

Системы бизнес–интеллекта 

Впервые этот термин был введен аналитиками Gartner в конце 1980-х годов, в настоящее время они определяют бизнес–интеллект как «Интерактивный процесс для выдачи и анализа структурированной, классифицированной информации (часто хранимой в хранилищах данных) для понимания (распознавания) бизнес тенденций или принципов, таким образом, извлекая суть и выводы. Процесс BI включает получение данных и эффективное преобразование данных. Классификация может включать потребителей, поставщиков, продукты, сервисы и конкурентов». 

По другим определениям системы бизнес–интеллекта включают и хранилища данных, и системы извлечения данных - OLAP–системы (On-Line Analytical Processing - оперативная аналитическая обработка).

Одновременно термином «хранилище данных» обозначают систему поддержки принятия решений DSS или информационно-аналитическую систему, основанную на технологиях хранилища данных и бизнес-интеллекта.  

OLAP–системы

В основе концепции OLAP лежит принцип многомерного представления данных. Данные представляются в виде многомерного куба, причем пользователь может быстро свернуть или развернуть данные по любому измерению. Для построения систем OLAP используются специализированные многомерные БД либо надстройки над обычными реляционными БД.

Идея обработки многомерных данных восходит еще к 1962 году, когда Кен Айверсон (Ken Iverson) опубликовал свою работу «Язык программирования» (A Programming Language - APL). Но тогда еще не было ни достаточно мощных вычислительных машин, ни графических мониторов. Определение OLAP было дано в 1993 году, в статье Е.Ф.Кодда (E.F.Codd). В ней были описаны двенадцать правил OLAP, к которым чуть позже (в 1995 году) были добавлены еще несколько.

Позже определение Кодда было переработано в так называемый тест FASMI (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information - быстрый анализ разделяемой многомерной информации), который требует, чтобы OLAP-приложение предоставляло следующие возможности быстрого анализа разделяемой многомерной информации:

  • Высокая скорость. Анализ должен производиться одинаково быстро по всем аспектам информации. При этом допустимое время отклика составляет не более 5 секунд.
  • Анализ. Должна существовать возможность производить основные типы числового и статистического анализа - предопределенного разработчиком приложения или произвольно определяемого пользователем.
  • Разделение доступа. Доступ к данным должен быть многопользовательским, при этом должен контролироваться доступ к конфиденциальной информации.
  • Многомерность. Основная, наиболее существенная характеристика OLAP.
  • Работа с информацией. Приложение должно иметь возможность обращаться к любой нужной информации, независимо от ее объема и места хранения. 

Таким образом, история корпоративных порталов началась за долго до их формального определения. Корпоративные же порталы дали новый качественный толчок в развитии существующих систем хранения и выдачи информации, с их появлением исчезли территориальные и временные рамки доступа к корпоративной информации.




Кроме этой статьи Вы можете посмотреть по тематеке текущего раздела:
2 статьи в разделе "Энциклопедия"
1 статью в разделе "Статьи".
2 статью в разделе "История".
__________________
Версия для печати

 


 
 

        Поиск

   
        Расширенный поиск

Энциклопедия

Корпоративные информационные порталы - EIP

Статьи

Что такое Business Intelligence?

Ресурсы

Корпоративные информационные порталы

Документооборот и порталы: разнообразие задач и подходов

Отличие информационного портала от сайта: особенности и преимущества

CorPortal.ru Все права защищены. Инспро

Рейтинг@Mail.ru
!