В том, что беспроводные технологии широкополосного доступа в Интернет имеют большое будущее, особенно на бескрайних российских просторах, сомнений, кажется, уже ни у кого не осталось. Именно такая мысль стала квинтэссенцией круглого стола PC Week/RE по беспроводным технологиям, который прошел в октябре на подмосковной партнерской конференции компании Landata (www.landata.ru). Однако аналитики и игроки рынка пока больше говорят о сложностях, которые тормозят развитие этого сегмента рынка: неразвитые способы оплаты соединений подобного типа, высокая стоимость трафика в регионах, сложность в обеспечении защищенности и обслуживании таких сетей, слабая информированность пользователей о преимуществах “беспроводки”.

Основные трудности операторов

Проблема первая, которая мешает развитию беспроводных сетей, связана со сложностью позиционирования и высокой стоимостью магистрального трафика. Технология Wi-Fi вполне пригодна для организации связи на последних метрах и подходит также для пользователей современной мобильной компьютерной техники, которых, судя по отчетам аналитических компаний, в России становится все больше (продажи КПК с адаптерами беспроводной связи явно растут, а ноутбуки быстро вытесняют настольные ПК). Но создавать в регионах России зоны бесплатного Wi-Fi, которые популяризировали бы услугу и повышали привлекательность различных заведений, как, например, в Москве и Санкт-Петербурге, пока экономически невыгодно.  

Владельцы кафе, ресторанов, салонов красоты, вполне возможно, и хотели бы предоставить своим посетителям такой сервис, но он будет крайне дорог из-за высокой стоимости магистрального трафика. К примеру, как отмечают практически все представители операторов связи, до 80% загружаемых сайтов и входящего трафика, который используется отечественными пользователями, — российского происхождения, а основные хостинговые площадки и датацентры находятся в Москве (магистральное “кольцо” М9) и Санкт-Петербурге.

Это в столице 1 Гб трафика стоит смешных денег (около 1 долл.) — подобная ситуация позволяет, к примеру, оператору “Корбина-Телеком” устанавливать вполне реальные цены в своих хотспотах (совместный проект с сетью “Кофе-Хауз”) на уровне 50 руб. за час работы. А вот транспортировка трафика, скажем, до Твери или Воронежа поднимает стоимость не просто в несколько раз, а в несколько десятков раз — свою долю захочет получить транспортный оператор, а также местный оператор-монополист, подключенный к подобным скоростным магистралям (он будет для конечного потребителя “точкой входа”). В итоге 1 Гб трафика будет стоить владельцу заведения 20—30 долл., и он будет либо платить сам, либо продавать услугу своим клиентам (обычно по 50—70 долл. за 1 Гб). Таким образом, в среднем доступ в Wi-Fi для посетителя будет стоить 5 долл. за час, что в сравнении с низкой покупательной способность населения в регионах популярности такому сервису явно не добавит.

Технология

Wi-Fi (Wireless Fidelity), или стандарт 802.11, используется для организации беспроводных компьютерных сетей и точек высокоскоростного доступа в Интернет. Сети Wi-Fi строятся на основе небольших базовых станций (точек доступа — хотспотов), присоединенных к сети фиксированной связи. Радиус покрытия одной точки доступа достигает 30—60 м.

Кстати, еще одна проблема — как раз вопрос цены. Сейчас пользователь, подключаясь к хотспоту оператора связи, должен за услуги вносить предоплату — при этом проблемы с поиском карт экспресс-оплаты или неразвитостью платежей по кредитным картам никуда не исчезают. Было бы гораздо проще, чтобы абонент платил за такие услуги связи со счета своего, открытого у “домашнего” провайдера, — его-то он пополняет регулярно. Подобная система, которую пытаются реализовать “Комстар”, “Таском” и МТС в Москве (оплата с помощью премиальных SMS-сообщений, в ответ на которые пользователь получает код для часового доступа к Wi-Fi), вполне разумна, но далека от идеала. Безусловно, создание единого роумингового брокера, куда в режиме реального времени были бы подключены хотя бы крупные компании, предоставляющие услуги доступа в Интернет по всей стране, в большей степени решила бы подобную проблему. Но договориться между собой по условиям взаимодействия и выработке единых цен им будет очень и очень сложно. Возможно, ситуация изменится, как только на этот рынок войдут операторы сотовой связи (развивать услуги Wi-Fi планируют все операторы “большой тройки” — уж у них проблем с роумингом между сетями и установкой единых цен явно не будет, поскольку биллинговые системы давно протестированы и могут поддерживать подобные взаиморасчеты). 

Третья, и самая большая проблема, которая существенно тормозит развитие Wi-Fi на корпоративном рынке, — это вопрос компетентности ИТ-специалистов. Как отмечает Алексей Сандалов, директор по продажам воронежской компании “Датателеком” (www.datatelecom.ru), зачастую по офису уже “проброшены” провода и у специалистов есть привычные технологии передачи информации, от которых они не готовы отказываться. А вот чтобы обеспечивать работу удаленных сотрудников по беспроводной сети, им нередко не хватает чисто технологических знаний.

Вдобавок в коммерческих организациях, где Wi-Fi, вполне возможно, уже внедрен, существует проблема “горя от ума”. Опасаясь всевозможных хакеров и ужасных вирусных атак, администраторы, как правило, серьезно усложняют жизнь обычным пользователям, которые готовы работать в беспроводной сети с помощью своих персональных устройств. Достаточно часто сисадмины могут создавать большие по размеру и крайне сложные в инсталляции электронные ключи, проводить непредсказуемые смены паролей, очень медленно реагировать на смену пользователем оборудования (и соответственно задерживать внесение изменений MAC-адресов сетевых адаптеров в базу данных разрешенных для работы устройств) и т. д. Фактически должный компромисс между тотальной защищенностью и адекватным уровнем работоспособности отсутствует — существует только действительно хорошо защищенная сеть, которую, однако, просто нереально использовать в нормальном, “боевом” режиме эксплуатации.

Проблема четвертая — правовая. Как показывает практика, установить точку доступа, организовать канал до интернет-провайдера, просчитать основные показатели безнес-плана — это все еще полдела. По словам Алексея Дремлюги, коммерческого директора группы компаний “Юэнси” (Тула,www.unc.ru), для того чтобы грамотно организовать предоставление услуги, необходимо еще и зарегистрировать каждый хотспот в местных органах Россвязьнадзора — регистрационные документы выдаются бесплатно, а вот за организацию необходимых измерений надо будет заплатить до 4 тыс. руб. за каждую точку присутствия. Причем сделать это необходимо даже в том случае, если работа точки доступа не связана с предоставлением коммерческих услуг, — иначе при любой проверке внутриофисный хотспот может быть отключен как “создающий помехи в радиочастотном диапазоне”, а на владельца помещения будет наложен штраф.

Аналогичные примеры случались в Ростове-на-Дону, где, по словам г-на Дремлюги, сложности возникли не у кого-нибудь, а у местного представительства D-Link — после рекламы бесплатного (и, разумеется, незарегистрированного) хотспота вместе с очередными покупателями оборудования в компанию пожаловали представители надзирающих органов ( minsvyaz.ru/site.shtml?id=2921&n_id=4184). Дело, к счастью, закончилось всего лишь штрафом, хотя по закону предусматривается и конфискация оборудования. 

Как отметил Алексей Дремлюга, мало кто знает, что в море ведомственных документов существует специальный список с перечнем оборудования, для которого предусмотрена упрощенная регистрация, — монтировать сеть на таких устройствах быстрее и дешевле. Другое дело, что операторы домашних сетей временами по документам строят сети именно на таких устройствах, хотя на деле монтируют более мощные и современные хотспоты, которые еще просто не успели пройти все этапы сертификации для попадания в заветный перечень: слишком долог и тернист пусть сертификации в России.

Построить внешние системы, позволяющие “накрыть” беспроводной сетью целый город, еще сложнее — частотное разрешение ГКРЧ можно получить бесплатно (хотя для этого надо предоставить грамотно оформленный пакет документов, который будет стоить не один десяток тысяч рублей), а вот процесс рассмотрения этого вопроса может вполне официально тянуться до полугода. По данным Алексея Дремлюги, экспертиза, как и в случае с внутриофисными системами, тоже необходима — правда, стоимость будет зависеть от количества базовых станций, мощности оборудования, ширины частотного спектра, а сам процесс растягивается до двенадцати месяцев. Стоимость будет выше: около 70 тыс. руб. надо отдать Государственному радиочастотному центру и столько же — Министерству обороны. И это за каждую БС, которых для покрытия города с населением в полмиллиона человек необходимо пять — восемь штук. Причем уплата денег не гарантирует положительного решения — испытания могут дать и отрицательный результат, и надо будет начинать все заново. Далее с результатами экспертизы объект связи можно сдавать местному Россвязьнадзору и ежеквартально платить небольшие деньги за используемые частоты. И только после этих процедур, если, конечно, останутся силы, можно думать о привлечении первых пользователей.

Отблеск света в конце тоннеля

Несмотря на все сложности, конечно, будущее для беспроводных технологий в нашей стране существует. Уже сейчас, пусть медленно и постепенно, развитию широкополосного доступа в Интернет способствуют как платные, так и бесплатные Wi-Fi-сети в городах-миллионниках, где население вполне осведомлено о новых технологиях. К примеру, в Москве почти закончен монтаж оборудования глобальной Wi-Fi-сети от “Голден Телекома”, которая будет насчитывать порядка 5 тыс. хотспотов, активно развивается проект “Yandex.WiFi” (более 280 точек доступа в десятке городов России). В регионах местные операторы монтируют хотспоты в офисных центрах для местных представительств крупных компаний (чтобы не потерять клиентов, которые уже привыкли к Wi-Fi в столице), точки доступа устанавливаются в государственных учреждениях и местных администрациях. В городах с населением от 200 тыс. человек постепенно реализуются местные, не такие глобальные, как в столице, сети беспроводного доступа — правда, здесь основной целевой аудиторией будут скорее малые и средние предприятия, поскольку потенциальных клиентов среди физических лиц еще явно недостаточно (многим хватает доступа в Интернет с работы). Для домовых же сетей возможно два варианта — либо ставить хотспот на лестничной площадке, чтобы он охватывал три-четыре соседние квартиры, либо с помощью этой технологии связывать сегменты сети в зданиях, находящихся в прямой видимости.

Интересно беспроводное подключение и в офисах — для посетителей, мобильных сотрудников, надомников, которые приходят в компанию по делам, но хотят быть постоянно на связи. Кстати, компании, исповедующие “мобильный образ жизни” для разъездных сотрудников, устраивают специальные залы с единообразными рабочими местами, где вся связь — без проводов. Конечно, доступ в такой зал осуществляется по магнитным картам, а сотрудники могут использовать только преднастроенное и единообразное оборудование, дабы избежать проблем с безопасностью, но это удобно для загрузки данных из корпоративной сети, обмена информацией, получения задания на дом. Подобные залы можно использовать для агентов по недвижимости, курьеров, торговых представителей (если на предприятии используется система мобильной торговли) и т. д.

Помимо всех технологических преимуществ, которые дает беспроводной доступ, есть и банальные, сугубо практические вещи. К примеру, по словам Тимура Ардаширова, директора департамента локальных и корпоративных сетей компании “Диалог-Сети” (www.netdialogue.com), довольно часто возникает необходимость в соединении нескольких зданий одного заказчика в единую информационную сеть. Поскольку обычно строения стоят недалеко друг от друга (в прямой видимости), то, на первый взгляд, задача кажется простой. Однако особенности российского климата таковы, что на большей части территории страны зима сурова и продолжительна. И тогда подобный проект неимоверно усложняется, особенно если “за бортом” минус 20-30 градусов (стандартная для российской зимы температура): доступ в Интернет часто бывает нужен в ноябре — декабре, а чтобы проложить кабель, пусть и на внешних опорах, надо ждать апреля — мая, когда оттает земля. В такой ситуации кроме организации беспроводной связи по радиоканалу другой реальной альтернативы просто нет.

Есть и другой пример — организация доступа в глобальную информационную магистраль буквально из чистого поля. По словам г-на Ардаширова, чья компания уже реализует такие подключения, подобный пример актуален для геологоразведочных партий, персонала буровых вышек и т. д. В подобных ситуациях ни о каком кабеле для прокладки канала связи речь вообще не идет — люди не только находятся далеко от ближайшего жилья, но и сами мобильны. В таком случае приходится устанавливать терминал, который ловит сигнал со спутника, а дальше возможны варианты. Если есть базовый лагерь, то между ним и мобильной группой информация передается по WiMAX (достаточно пары мобильных базовых станций, смонтированных на внешнем подвесе), а по лагерю информация распространяется уже по Wi-Fi — мобильные компьютеры с Wi-Fi-адаптерами, пусть и в “боевом” исполнении (пылевлагозащищенные), доминируют в жестких условиях эксплуатации. Если базового лагеря нет, то работает “связка” спутникового телефона и хотспота Wi-Fi.