О КОМПАНИИ|МИССИЯ КОМПАНИИ|ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ|ПОРТФОЛИО|КОНТАКТЫ
ИНФОРМАЦИЯ

        Расширенный поиск


                  Статьи     Энциклопедия     Новости     История     Ресурсы

Информация > IT и управленческий консалтинг > Менеджмент

Парадигмы современного менеджмента

Новая статья "Парадигма современного менеджмента и ее базис", журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г. 
Введение

В качестве введения приведем определение парадигмы Т. Куна: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Т. Кун. Структура научных революций. 

Некоторые парадигмы современного менеджмента взятые из печатных источников
  • Главное в новой парадигме управления — это новое качество управления. Оно вызвано появлением новых требований к результативности, устройству и функционированию предприятий, сопровождающихся расширением состава, сложности и разнообразия подлежащих решению задач. Достижение нового качества управления всегда обеспечивается использованием передовых идей, более совершенных инструментов, приемов и организационных форм управления. Поскольку оно не может быть достигнуто разовыми, спорадическими мерами, качество управления сейчас выступает как фактор системной организации деятельности предприятия, обеспечивающий его конкурентоспособность и эффективность. Вместе с тем, моделируя траекторию и условия развития предприятия, рост его рыночных возможностей, качество управления следует рассматривать как стратегическую цель предприятия, достижение которой обеспечивает его экономическое «здоровье». (Менеджмент в России и за рубежом. N6 / 2006 Качество менеджмента - основа современной управленческой парадигмы Винокуров В.А.)
  • Анализируя существующие варианты теории общего менеджмента, [9, 17, 28, 34] наиболее продуктивной для новой парадигмы является теория управления изменениями Ицхака Адизеса [1, 2, 3, 29, 30]. В соответствии с этой теорией организационный менеджмент представляет собой процесс целенаправленного воздействия на управляемый объект (организацию) с целью обеспечения его результативности и эффективности в ближайшей и долгосрочной перспективе. (ПАРАДИГМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И.Н. Дрогобыцкий Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление» No 1 (8), 2012)
  • Концепция менеджмента, которая в настоящее время все больше и больше находит сторонников в среде не только ученых-теоретиков, но и менеджеров-практиков, основывается на следующих базовых постулатах:
1. Обязательный учет трансакционных издержек и гарантий, которые дают трансакции (сделке) различные формы экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
2. Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные, что непосредственным образом сказывается на организационных формах фирм. Фактически рыночные отношения (экономические по своей природе) заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.
3. Происходит отказ от одного из фундаментальных положений менеджмента всех школ и направлений - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое, обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы. Элементарной единицей организации становится не технологическая, или функциональная, единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.
4. Принципиальное значение приобретает институциональный подход к экономическим реальностям. Возрастает роль “встроенных институтов” и общественных организаций. Фирма все больше и больше воспринимается не как определенный иерархически построенный экономический субъект, а как некая “сумма контрактов” (неэкономических по форме отношений, выражающих отношения экономические) между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.
Легко заметить, что эти принципиальные положения новой концепции менеджмента в значительной степени отражают изменения, происшедшие в последнее время в теории организации. Теория менеджмента все более и более сливается (объединяется) с теорией организации, образуя как раз новую менеджерскую парадигму. (Акулов В.Б., Рудаков М.Н. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.)
  • В современных условиях наблюдается тенденция смены от парадигмы "эффективный менеджер — ключ к достижению успеха" к парадигме "эффективное лидерство — ключевой фактор эффективной организации". И, прежде всего, это относится к саморазвивающимся организациям.  (Комаров С.В. Смена парадигмы менеджмента: саморазвивающиеся самоорганизующиеся системы. // ВЕСТНИК
    ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА No 20 (48), 2013 г.)

  • Сущность парадигмы управления, ориентированной на рынок, в том, что быстроменяющаяся внешняя среда рассматривается как данность, которую невозможно изменить. Главной задачей фирмы становится приспособление к факторам среды (как прямого, так и косвенного воздействия). Как следствие, появляется острая потребность в специальных инструментах управления, обеспечивающих наилучшее решение задачи. В качестве одного из таких инструментов выступает маркетинг. (О новой парадигме управления В. Токарев, к.т.н., "Проблемы теории и практики управления" № 3 2006)
  • Приближенное решение проблемы преодоления неопределенности в управлении связывают с двумя парадигмами менеджмента, такими как:
1) развитие аналитического менеджмента (контроллинга), соеди-няющего стиль технологического управления с тотальным управлением затратами «по местам их возникновения», базирующегося на совре-менных информационных, вычислительных и коммуникационных технологиях;
2) развитие рефлексивного менеджмента как пары взаимодейству-ющих функций: когнитивной и воздействующей.
Для современного этапа развития науки характерно все более глу-бокое изучение процессов и явлений, требующих выявления не только основных закономерностей, но и организационных патологий. Иссле-дования все больше проникают в такие области практики, в которых наличие и большое влияние именно случайности не подлежат сомне-нию, а иногда даже являются определяющими. (Фрейдина Е.В.. Исследование систем управления, 2009)
  • Таким образом, основными положениями новой парадигмы управления в условиях информационного общества является то, что [9]: 
1.Предприятие рассматривается как «открытая» система 
2. Основной упор делается на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей 
3. Используется ситуационный подход к управлению, признается важность адаптации к условиям внешней среды 
4. Существует потребность в человеческих ресурсах, которые обладают знаниями, ключевыми навыками и компетенциями 
5. Создаются комфортные условия, действует система поощрения и мотиваций для реализации потенциала у сотрудников 
6. Особая роль уделяется повышение роли организационной корпоративной культуре и инновациям. 

Главная задача новой парадигмы менеджмента заключается в том, чтобы «делать знания производительными» [10]. Для достижения этой цели новая парадигма управления основывается на следующих элементах: 
  • ставка делается на человека интегративного и самореализующегося;
  • организация рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;
  • организации должно быть присуще постоянное обновление, нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель 
  • При новой парадигме организация рассматривается как открытая система, которая взаимодействует с внешней средой. Такие факторы, как энергия, информация, материалы в комплексе оказывают большое влияние на все процессы, которые происходят внутри организации [11]. Поэтому успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно предприятие приспосабливается к своему окружению и к изменениям во внешней среде в экономической, социально-политической и научно-технической сфере. (Соколов М. А., Беленкова Ю. С. Сущность новой управленческой парадигмы // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 61-63.)
  • Парадигму управления от начала XX до начала XXI в. можно проследить следующим образом: количество продукции – каче- ство продукции – продукция, удовлетворяющая потребностям и ожиданиям потребителя – качество управления. Первоначально, когда рынок не был насыщен, на первом месте стояло количество выпускаемой продукции. По мере насыщения рынка потреби- тель стал обращать все больше и больше внимания на качество продукции. В насыщенном рынке необходимы исследования и потребителя, и конкурентов, и поставщиков, ведущие к выпуску конкурентоспособной продукции, наиболее отвечающей потреб- ностям и ожиданиям потребителя. А это уже комплексный вопрос всего предприятия, и он определяется не просто качеством продук- ции, а качеством управления. Поскольку управление – это движение к поставленной цели, в менеджменте возникла концепция управления по целям – МВО (Management by Objective), предложенная Питером Друкером в 1950-е годы. (С.А. Овчинников УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (ПИТЕР ДРУКЕР И РАЗВИТИЕ ЕГО ИДЕЙ) ВЕСТНИК РГГУ No 6 (107) 2013
  • Михалева Е.П. Менеджмент. Истоки современного менеджмента.Основные положения старой и новой парадигмы управления, 2010 г.:
Заключение

 В качестве заключения еще раз повторим определение парадигмы Куном: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». И если мы посмотрим с этой точки зрения приведенные выше парадигмы (на "признанные всеми научные достижения"), то единственное, что можно заключить, так это то, что парадигмы менеджмента еще не существует.

__________________
Версия для печати

Корпоративный сайт компании «Корпоративные системы Интернет»
Москва, Б.Дмитровка, д.9, Издательство "Труд" Инспро

Тел. (985) 362-99-64
Email: info@corpsys.ru

???????@Mail.ru     © 1997—2008 CopSite.ru