С интервалом не больше недели крупные операторы мобильной связи “МегаФон”, МТС и “ВымпелКом” представили пользователям свое видение сервисов оперативного доступа к электронной почте, синхронизации списка контактов и расписания встреч. Они вывели на рынок решения MegaSync (его будет предлагать “МегаФон”) и BlackBerry (разрешения на это от ФСБ получили МТС и “ВымпелКом”). Правда, сервис BlackBerry пока ( в течение примерно квартала) будет работать на территории РФ в тестовом режиме (компании смогут ввести по 300 терминалов, поддерживающих эту технологию), а MegaSync уже действует в “боевом” режиме.

Вполне понятно желание операторов мобильной связи, получивших разрешения на развитие сетей третьего поколения, обратить внимание на весьма обширную категорию мобильных профессионалов — тех, кто для делового общения регулярно пользуется электронной почтой. При этом типовые потребности мобильных профессионалов из числа частных клиентов следующие: быстрая загрузка сообщений электронной почты (в идеале — в режиме реального времени); синхронизация поступивших сообщений между основным почтовым ящиком, размещенным на удаленном сервере, и мобильным устройством; приведение к единому знаменателю списка контактов и встреч в Microsoft Outlook (см. PC Week Mobile, № 9-10/2007).

Оба сервиса позволяют удовлетворить все эти требования, но реализованы они по-разному. BlackBerry — полностью закрытое решение со своей ОС, специально “заточенными” терминалами, необходимостью выделения отдельного сервера для связи решения с корпоративной почтовой системой, отличной синхронизацией с наиболее популярными системами электронной почты, с которыми работают корпоративные клиенты во всем мире (Microsoft Exchange, Lotus Domino, Novell GroupWise ). MegaSync, наоборот, представляет собой платформу, которая может быть использована любым провайдером интернет-услуг, и клиентское ПО, совместимое с широким спектром терминалов различных производителей. Причем и этому варианту присуща хорошая интеграция с наиболее распространенными системами электронной почты.

Анатомия решений

Основная функция BlackBerry — работать в режиме Exchange Server, для чего корпоративному клиенту (компании) необходимо купить лицензию, дополнительное ПО (стоимость лицензии и внешнего сервера — от 6—7 тыс. долл.) и перечислить оператору связи единовременный платеж за каждого нового подключенного к услуге пользователя (80—120 долл.). К этим расходам следует добавить стоимость терминалов (от 300 долл.) и абонентскую плату за подключение услуги (от 60 долл. в месяц). Таким образом, данный вариант пригоден только для среднего и крупного бизнеса, для всех остальных этот способ подключения довольно накладен. В качестве более доступного варианта можно использовать услуги сторонних хостинговых компаний, когда провайдер держит у себя почтовый сервер Microsoft Exchange, устанавливает у себя же BES-сервер и за небольшую плату присоединяет к нему сети сторонних фирм, состоящих из нескольких BlackBerry-устройств, им можно указать свои доменные имена для почтовых ящиков. Практически получается обычный e-mail-провайдер, но с BlackBerry-сервисом. Именно таким образом будут работать в РФ компании МТС и “ВымпелКом”. Дело в том, что производитель BlackBerry отказался раскрыть ФСБ России принципы шифрования, примененные в этих коммуникаторах, и чтобы все-таки запустить сервис, информация с мобильных терминалов будет проходить через корпоративный почтовый сервер, стоящий у оператора сотовой связи (к нему будут иметь доступ правоохранительные органы через СОРМ). Правда, обойти эту сложность тоже можно: те компании, которые заинтересованы в сохранении тайны переписки, могут не без помощи операторов использовать соединение с сервером BlackBerry, расположенным за пределами сети оператора (на внешнем хостинге за рубежом), а за передачу данных платить по местным тарифам.

А вот с применением BlackBerry для обычных пользователей дело обстоит сложнее, поскольку изначально этот сервис разрабатывался как корпоративный.

В США частные клиенты обслуживаются через промежуточный сервер BIS, работающий не у оператора связи, а у компании RIM (Research in Motion), производителя BlackBerry, и часть абонентской платы каждого абонента оператор перенаправляет компании RIM за эти услуги. Применить данную схему в России крайне сложно — вряд ли она будет работать в обозримом будущем. Таким образом, доступный частным лицам в США функционал по синхронизации почты, календаря и списка контактов в ближайшей перспективе в России вряд ли заработает.

Отметим, что подписавшимся на новую услугу в России будут доступны все модели устройств BlackBerry, которые появятся на рынке. В настоящее время МТС предлагает три такие модели — BlackBerry 8800, 7290 и 8700g. Все аппараты полностью русифицированы, включая меню и клавиатуру. Поставка терминалов BlackBerry осуществляется по контракту непосредственно с фирмы RIM. В МТС не исключают появления со временем и телефонов других производителей. А в случае успеха BlackBerry в корпоративном секторе возможны вывод данной услуги на массовый рынок и реализация аппаратов через дилерские сети.

В качестве основы для сервиса MegaSync от “МегаФона” выбрано давнее решение IntelliSync компании Nokia, хотя в перспективе все аналогичные сервисы (не исключая и проект “МегаФона”) будут поддерживать стандарт SyncML, т. е. услуга станет доступной для пользователей 70—80% современных мобильных телефонов. MegaSync дает абонентам “МегаФона” возможность синхронизировать несколько почтовых ящиков, причем это может быть как публичный почтовый сервис (Google, Mail.ru, Yandex и т. д.), так и корпоративная почта. Фактически частному пользователю, для работы с push e-mail достаточно установить небольшую утилиту на свой смартфон или коммуникатор, указать учетные данные и подключить услугу GPRS-Интернет. Никакой абонентской платы или денег за активацию сервиса не предусмотрено — оплате подлежит только трафик.

Плюсом ПО MegaSync для корпоративных клиентов является то, что оно устанавливается внутри корпоративной сети и имеет весьма скромные (по сравнению с BlackBerry) потребности. К примеру, шифрование данных происходит с помощью стандартного протокола SSL (Security Socket Layer), который также применяется для доступа к интернет-банкам. ИТ-подразделение компании самостоятельно назначает правила синхронизации и “подписывает” своих сотрудников на сервис. В этом случае отпадает проблема конфиденциальности и защищенности корпоративных данных, так как она полностью остается в компетенции соответствующих ИТ-подразделений. Правда, эта версия решения будет готова только в I квартале 2008 г.

Пока еще остается проблема с ПО для клиентских устройств. Компания Nokia, являющаяся разработчиком решения и уже внедрившая подобные сервисы более чем у 40 операторов в мире, конечно, обеспечивает качественную интеграцию со своими устройствами E60, E61, Е61i, Е90, N73, N80 (всё это модели для ОС Symbian/S60). По словам представителей “МегаФона”, версия клиентского ПО для коммуникаторов, работающих на Windows Mobile, ожидается до конца 2007 г, для версий PalmOS & UIQ и J2ME — в I квартале 2008-го. Таким образом, количество возможных терминалов для пользования услугой, без сомнения, опережает модельный ряд BlackBerry. В ходе проекта было достигнуто соглашение с компанией Nokia, в рамках которого на новый бизнес-коммуникатор Е90, а также на коммуникаторы E61i и Е51 приложение MegaSync “предзагружается” при производстве терминалов. В дальнейшем список моделей телефонов и производителей мобильных устройств будет расширяться.

Отметим, что оба рассматриваемых решения обладают возможностью удаленного управления устройствами (загрузка данных, программ, обновление системного ПО и т. д.), что серьезно облегчает жизнь ИТ-подразделения даже небольшой компании. Сюда же можно добавить дистанционное удаление конфиденциальных данных с устройства в случае его утери — достаточно отправить на терминал сервисную команду, которая сотрет все данные на смартфоне или коммуникаторе, как только он будет доступен в сети.