Техническое задание (ТЗ) на создание корпоративного сайта (портала) это основной документ, по которому ведется разработка сайта и осуществляется приемка созданного сайта Заказчиком (ТЗ всегда является неотъемлемой частью договора).
Роль технического задания крайне велика. Разрабатывая ТЗ, фактически, в общем виде проводится вся разработка, и согласуются все вопросы, возникающие между Заказчиком и Подрядчиком.
По канонам Военно-Промышленного Комплекса (ВПК) проверенных временем, ТЗ разрабатывает Подрядчик на основании Тактико-Технических Требований (ТТТ) выдаваемых Заказчиком. В простых случаях ТЗ разрабатывается до заключения договора, в сложных случаях для разработки ТЗ заключается договор на стадию аван-проекта, на котором детально изучается вопрос, формулируются миссия, цели и задачи сайта, создается его концепция, разрабатывается, согласовывается и утверждается детальное техническое задание, по которому Подрядчик создает именно тот сайт, который и нужен Заказчику.
Не смотря на то, что этот аналитический этап стоит денег, он практически не повышает стоимости разработки корпоративного сайта, и даже уменьшает суммарные затраты на создание сайта, т.к. на западе хорошо проверена аксиома: "Каждый доллар, сэкономленный на аналитическом этапе приносит убыток в 10 долларов на этапе разработки, 100 долларов на этапе внедрения и 1000 долларов на этапе эксплуатации.
Какие же требования должны находить отражение в Техническом задании на создание корпоративного сайта или портала? Это требования по:
- требования по дизайну сайта;
- требования по номенклатуре сервисов и страниц сайта;
- требования по "юсабилити" сайта - по простоте и интуитивной ясности работы пользователя с сайтом, минимальном числе кликов, требуемых пользователю для получения нужного результата;
- требования к пользовательской системе сайта;
- требования по надежности сайта, обеспечению целостности и непротиворечивости данных;
- требования к защите сайта от взлома;
- требования по скорости вывода страниц сайта;
- требования по обеспечению пиковых нагрузок посещаемости;
- требования по полноте административной системы, простоте и удобству работы с административной системой сайта;
- требования по оптимизации сайта для поисковых систем Интернет;
- прочие требования, которые могут быть индивидуальны для каждого типа сайта и поставленным перед ним задач.
Разработка технического задания всегда является первым этапом работ по созданию корпоративных сайтов, порталов и систем нашей компанией. Если даже этого не требует Заказчик.
Техническое задание, как правило, разрабатывается до начала работы и не может учесть всех нюансов работы (а зачастую носит и просто формальный характер). Для того, чтобы полностью исключить возможные расхождения между Заказчиком и Подрядчиком при приемке работы необходим этап разработки коцептуального проекта - концепции корпоративного сайта или портала.
Пример концепции корпоративного информационного портала - Интернет-магазина можно посмотреть
здесь, приводится с сокращениями.
Общие вопросы, возникающие при создании технического задания можно посмотреть здесь:
А здесь можно посмотреть специфические вопросы, возникающие при создании корпоративных сайтов и порталов:
__________________________________________________________