Бизнес-процессы предприятия и реальная деятельность человека
Если посмотреть литературу, то основное внимание уделяется на тому, какие бизнес-процессы должны быть в предприятии, а тому, как их описывать и формализовывать. Оптимизировать их по формальным методикам, в которые субъективно (зачастую и не понимая их сущности) заносятся их характеристики. Самое главное – не учитываются "человеческие" факторы их исполнения или неисполнения.
С точки зрения человека задаваемый в предприятии бизнес-процесс – это одно из внешних правил всей их системы (один их регламентов), которые ему поручено выполнять. Только «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55]. И большинство регламентов, не дающих человеку личных мотивов их исполнения (или даже непонимания этих личных мотивов) остаются документами, которые просто пылятся в шкафах или файлах компьютеров. И именно такое положение мы наблюдали в большинстве предприятий, и даже очень крупных.
При этом «действительное поведение связано с результирующей силой, воздействующей на человека» [Левин, 2018, с. 27–39]. Только «когда стимулы проходят через психику и сознание людей и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами поведения работника» [Буланкина, Мещерякова, 2013, с. 46]. А в сознании людей, как говорит психика, доминируют личные интересы и целей («это первый принцип экономики» [Golovics, 2015]), а не внешние целей предприятия, которые в большинстве чужды человеку. И «человек выбирает для себя ту альтернативу, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы» [Kelly, 1998]. И «человек стремится извлечь максимум выгоды для себя исходя из ситуации и своих целей» [Спиридонова, 1997, с. 43] и «с минимально возможными усилиями» [Блауг, 2004, с. 112]. Более того, «наиболее эффективной в техническом плане процедуре – вне зависимости от того, узаконена она куль¬турой или нет, – как правило, начинают отдавать предпочтение перед институционально предписанным поведением» [Мертон, 2006].
Такую организацию бизнес-процессов предприятия мы видели практически во всех наших предприятий. Руководство выстраивает одни бизнес-процессы – но подчиненные реально исполняют другие. Те, которые им лично более выгодно. При этом и сами руководители выстраивают бизнес-процессы исходя в первую очередь из своих личных целей. Такую деятельность лауреат Нобелевской премии Оливер Уильямсон по экономике определяет как оппортунистическую, наносящую вред предприятию.
Только единственны путь минимизации оппортунизма – это обеспечение общности интересов предприятия и коллектива. Ведь доминирование личного интереса – это закон самой природы человека. И это первый принцип [Golovics, 2015].
Наша методика разработки бизнес-процессов изначально исходит из обеспечения общности интересов и предприятия, и коллектива. Разработки единой системы всех факторов, определяющей деятельность предприятия. И разработки бизнес-процессов выгодных и предприятию, и человеку. Только при этом бизнес-процессы реально исполняются и обеспечивают высокую эффективность деятельности предприятия.
О нас
Наша методика системной оргагизации деятельности предприятия
Наши консалтинговые услуги цены