Как создать оптимальную оргструктуру предприятия
Организационная структура многих реальных предприятий, развивающихся естественным путем, имеет вид взаимосвязей близкой к связям "каждый с каждым". Это достаточно эффективно работает, когда предприятие еще мало. Но как только оно вырастает – всем становится очевидной необходимость упорядочения организационную структуры, выстраивания четкой вертикали власти. Без этого деятельность предприятия становится все более и более неэффективной. Возникает насущная проблема изменения организационной структуры – ее оптимизации. Причем, как отмечал Игорь Ансофф, это даже «фундаментальная» проблема. И для ее разрешения он пишет: «Те, кто занимается проведением изменений, обязаны планировать их самостоятельно» [Ансофф, 1999]. Сами руководители должны определять организацию своих подразделений.
Однако этому препятствует доминирование личного интереса человека. Любой человека исходит не из того, что ему указывают или приказывают свыше, а так, как он считает для себя более выгодным исходя из ситуации (причем в основном из ближней, а не отдаленной). И это четко показывает психология человека. И здесь предприятию выгоднее, чтобы структура определялась вышестоящим руководителем (на высшем уровне иерархии – собственником предприятия) – только тогда она будет ориентирована на достижение целей предприятия.
Только в реальных предприятия мы наблюдали как при утвержденной организационной структуре реальная деятельность велась совсем по-другому – так, как было выгодно персоналу, включая и высших руководителей. И это уже "человеческий" фактор – доминирование личного интереса. И это не просто чьи-то несоответствующие действия – это закон природы и первый принцип экономики [Golovics, 2015]. Без его учета никакой экономики просто не будет.
В нашей методике все организационные решения (в первую очередь по распределению сфер деятельности структурных подразделений) изначально определяются вышестоящим руководителем, затем согласовываются и дорабатываются с подчиненными с учетом всех необходимых факторов деятельности, апробируются (с возможной доработкой по результатам), и окончательно принимаются.
Фактически при такой разработке организационной структуры, она согласовывается и частично внедряется уже при самой ее разработке. А окончательно – при апробации и доработке. И только такая системная методика ее разработки с учетом всей необходимой и достаточной системы факторов, определяющей деятельность предприятия, и позволяет создать оптимальную организационную структуру конкретного предприятия.
А если заказчику требуется оптимизация только организационной структуры, то она все равно осуществляется с учетом системы факторов, определяющей деятельность предприятия. Без этого как отмечал лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт, «изменение только одного института в попытке добиться желаемой эффективности в любом случае окажется тщетным, а то и контрпродуктивным поступком» [Норт, 2010, с. 225]. И это не тудно понять если, например, изменить организационную структуру, не рассматривая бизнес-процессов предприятия. Результат очевиден. И это касается и всех других факторов деятельности предприятия.
О нас
Наша методика системной организации деятельности предприятия
Наши консалтинговые услуги цены